Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

культуру, интеллектуальную, нравственную и культуру общения, экологическою культуру, художественную культуру, физическую культуру. Существует много определений понятия "гражданственность". некоторые из них мы уже рассмотрели. На наш взгляд, педагогические аспекты этого сложного понятия удачнее других раскрывает Г. Н. Филонов: "Гражданственность - это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций - осознанной законопослушной, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений" [167, с. 111]. Это определение подтверждает правомерность наших подходов рассмотрения формирования гражданственности как единства, взаимосвязи и взаимозависимости патриотического и правового воспитания. В. С. Селиванов считает, что синонимом гражданского воспитания являетс "идейно-политическое воспитание". Он пишет: "Учитывая отрицательное отношение к термину "идейно-политическое", сформировавшееся в результате уродливо односторонней многолетней направленности этой работы в нашей стране в недавнем прошлом, в некоторых педагогических пособиях этот термин заменяется на "гражданское воспитание". Вряд ли стоит это делать в угоду конъюнктуре: человек был и всегда будет существом общественным, а общественная жизнь - политизированной. Устранять от участия в ней школу, оберегать от нее детей - значит оказывать им медвежью услугу. Кстати, во всех цивилизованных странах этому направлению воспитательной работы придается большое значение" [146, с. 65]. Прокомментируем эти суждения. Во-первых, с нашей точки зрения, понятие "гражданское воспитание" является более широким понятием, чем "идейно­ политическое" воспитание. Во-вторых, никто не отрицает важности идейно­ политического воспитания. Отрицается узкий, классовый подход, который вкладывался в сущность этого понятия. В словаре "Коммунистическое воспитание" понятие "идейно-политическое воспитание" трактуется следующим образом: "Идейно-политическое воспитание - важное направление идеологической деятельности... В идейно-политическом воспитании ведущее место занимает пропаганда марксистско-ленинской теории. Парторганизации располагают такими средствами, как система партийной и комсомольской учебы, лекционная пропаганда, школы коммунистического труда, тематические лектории, общественно-политические чтения и теоретические конференции. Идейно-политическое воспитание в широком плане включает в себя также патриотическое воспитание, интернациональное и атеистическое воспитание. Основу интернационального воспитания составляет пропаганда марксистско- ленинской теории по национальному вопросу, торжества ленинской национальной политики... Важной задачей является воспитание советских людей в духе высокой политической бдительности, непримиримости к проявлениям чужой идеологии и морали" [77, с. 58-59]. В-третьих, в США и европейских странах используют понятие гражданское воспитание. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz