Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Отсюда возникает необходимость заниматься не только патриотическим, но и военно-патриотическим воспитанием школьников и молодежи, так как, несмотря на потепление международных отношений и окончание периода "холодной войны" между великими мировыми державами, признание общечеловеческих ценностей, которыми необходимо руководствоваться в отношениях между государствами, все великие державы имеют свои геополитические интересы, и нужен баланс военных сил, в том числе и ядерных, который позволяет сохранять на земле мир. В последнее десятилетие в связи с изменением соотношения сил на мировой арене (распад социалистической системы, Варшавского договора, СССР, наращивание мощи военно-политического союза НАТО, вступление в этот блок бывших социалистических стран, стремление Украины стать членом НАТО, кризис в военно-промышленном комплексе страны, негативные процессы в армии, утеря Россией статуса великой державы, обострение международных отношений в Европе, двойной стандарт (двойная мораль) в отношении к внешней и внутренней политике России и других государств, события в Югославии, чеченские войны, война в Ираке) на повестку дня как серьезная проблема встала необходимость создания в России системы военно- патриотического воспитания школьников, и прежде всего учеников старших классов. В то же время - гражданственность как сложное интегративное качество личности неотделимо от правовой культуры школьников и молодежи, умения быть законопослушными гражданами общества, которые в любой сфере жизнедеятельности соблюдают законы и сознательную дисциплину. Этого можно достигнуть только в процессе правового воспитания подрастающего поколения. Общеизвестно, что одной из конституционных обязанностей юноши, достигнувшего 1'8-летнего возраста, является служба в армии. И к этому их надо готовить уже в школе. Наконец, в любой многонациональной стране, а именно такой является Россия, интернациональное воспитание - как органическая часть гражданского воспитания - необходимое условие существования такого государства и источник его успешного развития. Такой системный подход имеет преимущества, т. к. системные объекты характеризуются новыми качествами: "- любая система представляет собой комплекс взаимосвязанных между собой элементов; - система образует особое непрерывное единство с окружающей средой; - любая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; - элементы системы выступают как системы более низкого порядка" [67, с. 12]. С точки зрения общей теории систем система гражданского воспитания включает себя подсистемы: патриотического, военно-патриотического, правого и интернационального воспитания. В свою очередь, система гражданского воспитания сама является подсистемой более высокого порядка общей системы воспитания в постсоветской России, которая ставит задачу формирования базовой культуры и включает в себя подсистемы: культуру жизненного определения, культуру семейных отношений, экономическую культуру и культуру труда, политическую, демократическую и правовую 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz