Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины” [4, с. 6-7]. В России существует богатейший опыт военно-патриотического воспитания школьников с учетом региональных особенностей края. Например, создание военно-патриотического лагеря "Казачок", который решает следующие педагогические задачи: "1. Знакомит детей и подростков с историей казачества различных регионов России, их корнями и перспективами развития. 2. Возрождает традиционные народные промыслы и ремесла, выявляет особо одаренных в этом направлении детей. 3. Популяризирует самобытное народное творчество, изучает традиционные обряды, игры, пляски, песни. 4. Выявляет талантливых исполнителей старинных казачьих песен и танцев. 5. Обучает юношей военно-спортивным умениям и навыкам" [42, с. 92].. Действительно, система военно-патриотического воспитания старшеклассников включает не только психологическую, физическую, но и, по желанию школьников, начальную военную подготовку к защите Отечества. Другое дело, что в каждый исторический период развития России роль, место, масштабы, содержание, формы и методы военно-патриотического воспитания молодежи менялись. Они должны быть адекватны конкретной международной обстановке, которая складывается в мире, и специфике сегодняшнего социально-экономического и политического развития страны, ее реальными возможностями отвечать на геополитические вызовы тех или иных государств. На наш взгляд, для придания большего правового статуса Постановления целесообразно пункт 7 статьи 14 Закона РФ "Об образовании" записать в следующей редакции: "Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на основе согласия обучающихся и (или) родителей (лиц, их заменяющих) за счет федерального финансирования. Создать в каждом регионе России кадетский корпус". В. М. Коротов считает, что можно обозначить краткую характеристик основных и общих для всех людей, независимо от пола и национальности, возраста и принадлежности к той или иной социальной группе, социальных ролей, которые осваивает ученик в школе. “Мы можем утверждать, - пишет он, - каждый человек в каждый момент его жизни является одновременно семьянином, учеником, тружеником, гражданином, ценителем и творцом прекрасного, поборником здорового образа жизни” [82, с. 156]. Социальную роль гражданина В. М. Коротов наполняет следующим содержание: "Патриот, гуманист. Знает и соблюдает законы и правила общежития. Активно участвует в школьном самоуправлении, в общественной жизни страны, бережет природу, личное и общественное имущество. Терпим к инакомыслию, Хорошо знает историю России и родного края. Повышает свою политическую и общую культуру. Сочетает туризм с краеведением" [82, с. 155]. Из этого положения однозначно можно сделать два вывода: во-первых, ученый тоже считает, что понятие "гражданин” более широкое, чем патриот, во- вторых, формирование гражданственности связано и с правовым воспитанием. Раскроем подробнее нашу позицию. Признавая патриотизм сердцевиной, стержнем гражданственности, мы видим и его ограниченность. Любить Отечество недостаточно. Его надо еще и уметь защищать самыми современными военными средствами. зз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz