Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
воспитание, в соответствии с конкретными задачами, решаемыми обществом, государством и школой на определенном этапе своего развития" [51, с. 74]. Дело в том, что в ряде педагогических изданий и документов понятие "гражданское воспитание" дается в связке с патриотическим воспитанием. Например, в Законе РФ "Об образовании" мы читаем: "... воспитание гражданственности и любви к Родине" [2, с. 4]. На наш взгляд, во-первых, понятие "гражданственность" шире, т. к. оно включает в себя и патриотизм (любовь к Родине). Во-вторых, выделение четырех основных направлений гражданского воспитания школьников позволяет убедительнее и нагляднее раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость патриотического, военно-патриотического, правового и интернационального воспитания; в-третьих, в реальном, правильно организованном педагогическом процессе они выступают как единое целое. Об этом пишет и академик Б. Т. Лихачев: "Стержнем всего гражданского воспитания является патриотизм и интернационализм" [91, с. 297]. Ученый не разделяет в педагогическом процессе понятия гражданственность, патриотизм и интернационализм. Не случайно 16 февраля 2001 года Правительство РФ принимает Постановление "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", в котором говорится: "Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Составной частью патриотического воспитания является военно- патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" [4, с. 7]. Поэтому составной частью гражданского воспитания школьников и молодежи является военно-патриотическое воспитание. Одной из важнейших задач, записанных в Постановлении, является: "...воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны" [4, с. 12]. Важно, что система программных мероприятий, разработанных Постановлением, включает и "формирование научно- теоретических и методических основ патриотического воспитания граждан Российской Федерации" [4, с. 12]. А значит, "военно-патриотическое воспитание школьников и молодежи” из теоретической, дискуссионной сферы переносится в сферу государственной политики и должно найти выражение, в той или иной мере, в содержании учебно-воспитательной работы всех государственных учебных заведений. Практические работники школы всегда понимали: "Военно-патриотическое воспитание как составная часть воспитания гражданского является более специализированным, рецептурным, его главная цель - моральная, физическая и техническая подготовка к защите Отечества, но в органической связи с приобщением к ценностям отечественной и мировой культуры путем социализации, т. е. включения личности в динамическую систему функционирования социума" [137, с. 35]. В самом определении "патриотическое воспитание" подчеркивается, что "это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz