Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

который любит и делом доказывает любовь к Отечеству... Начинается этот процесс с постижения простых норм нравственности, норм человеческого общения, которые ребенок усваивает в семье с самых ранних лет. В исследовании проблемы формирования гражданственности школьников ученые обычно рассматривают отдельные направления учебно-воспитательной работы - патриотическое, военно-патриотическое, интернациональное, правовое, не исследуя их взаимосвязь и взаимозависимость, более того, иногда, противопоставляя одно направление другому. Так, В. И. Лутиванов справедливо считает, "что роль и значение патриотического воспитания длительное время принижалась, в противовес интернациональному, по сути космополитическому, а деятельность, направленная на его развитие, последние годы подвергалась неуемной и деструктивной критике, более того - буквально охаивалось в средствах массовой информации, в произведениях искусства, в научных публикациях" [98, с. 54]. Другая методологическая ошибка, которая была типичной для советского времени, - отсутствие системного подхода при рассмотрении гражданского воспитания школьников. На наш взгляд, только лишь при целостном рассмотрении в единстве, взаимосвязи и взаимозависимости патриотического, военно-патриотического, правового и интернационального воспитания создаются условия для формирования гражданственности детей. В то же время следует иметь в виду, что каждое из этих направлений работы может существовать и самостоятельно. Они имеют свою специфику, свое содержание, свой воспитательный потенциал и поэтому, дополняя друг друга, они не могут друг друга заменить. Органическую связь гражданского и патриотического воспитания и в то же время их специфику отмечает Н. А. Савотина: "Гражданственность "подпитывается" патриотизмом, своей интеллектуальной, ментальной российской спецификой. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей родине, а гражданин знает обязанности перед ней. Согласно этому было бы, на наш взгляд, корректным определить гражданственность как качество нравственно-политическое, важной составляющей которого является патриотизм. В такой трактовке гражданственность интегрирует общечеловеческие духовные ценности: высокий строй души и чувств, социальную направленность мыслей" [145, с. 40]. Одна из задач нашего исследования - попытаться, проанализировав передовой педагогический опыт работы советской школы, взять на вооружение в постсоветский период то, что имеет непреходящую ценность и может успешно развиваться дальше в новых идеологических и социальных условиях. Анализ педагогической литературы показывает, как важно сегодня разрабатывать понятийный аппарат гражданского воспитания, раскрывать педагогические условия формирования гражданственности, разрабатывать критерии, показатели, уровни гражданственности школьников. Для практической воспитательной работы мы сформировали следующее определение гражданского воспитания: "Гражданское воспитание школьников - целенаправленная комплексная система учебно-воспитательных мероприятий, в которую на добровольных началах, за счет педагогического мастерства, увлеченности и убежденности организаторов привлекаются школьники разного возраста. Эта система включает в себя в органическом единстве патриотическое, военно-патриотическое, правовое и интернациональное 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz