Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

- принцип сочетания руководства процессом гражданского воспитания с развитием их самодеятельности, инициативы и творчества; - принцип единства разумной требовательности и уважения к детям; - принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности; - сотрудничество школы, семьи, общественности; - принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий; - принцип обучения и воспитания с трудом на общую пользу; - принцип выбора оптимальных методов, форм и средств обучения и воспитания; - принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего, обучения и воспитания. Принципы воспитания с развитием общества, обобщением инновационной опыта работы школ и отдельных выдающихся педагогов дополняются новыми принципами (т. е. основными требованиями к организации педагогической деятельности). От некоторых, не соответствующих сегодняшнему социальному заказу, государство, наука, практика отказываются. Например, в течение многих десятилетий основополагающими принципами советской педагогики были принципы "коммунистической целенаправленности" и "связи воспитания с жизнью, с практикой коммунистического строительства” (Ю. К. Бабанский [125, с. 44]). У И. Т. Огородникова эти "советские" принципы были сформулированы в несколько иной редакции: "принцип коммунистической идейности, партийности воспитания" и "принцип единства воспитания, коммунистического сознания и поведения" [126, с. 27]. Нам думается, целесообразно в силу важности и для каждого ребенка и в целом всего нашего государства формирования гражданственности школьников выделить некоторые специфические принципы, основополагающие положения, учет которых может способствовать гражданскому воспитанию детей: - принцип ' единства в процессе гражданского воспитания содержания федерального, регионально и школьного компонентов образования; - принцип единства патриотического, военно-патриотического, правового и интернационального воспитания школьников и молодежи; - принцип единства усилий светской и православной педагогики, школы и церкви, направленных на гражданское воспитание детей; - принцип направленности деятельности по гражданскому воспитанию на практические, общественно значимые дела: поиск погибших защитников Отечества, шефство над ветеранами войны и труда, инвалидами, установление памятных знаков и мемориальных досок на местах, где сражались земляки, создание школьных музеев разных профилей и т. д.; - принцип использования в работе семейных архивов бпижних и дальних родственников (составление родословной, передача ксерокопий наиболее ценных документов в школьные и государственные музеи, архивы и т. д.), приглашение родителей на все значимые воспитательные мероприятия по гражданскому воспитанию и т. д.; - принцип преемственности и сохранение традиций в процессе гражданского воспитания школьников, бережное отношение к тем формам и средствам гражданского воспитания, которые хорошо себя зарекомендовали в 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz