Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
- активная роль надстройки в процессе формирования гражданственности школьников и молодежи, что определяется интересами господствующих в обществе, направляющих политику и идеологию классов и социальных слоев; - результативность гражданского воспитания школьников и молодежи зависит от умения воспитателей, учителей, родителей, всех участников воспитательного процесса рассматривать ребенка не только как объект, а прежде всего как субъект воспитания, активно развивать у детей мотивационную сферу, формировать иерархию духовно-нравственных ценностей, создавая этим условия для их самовоспитания, саморазвития; - результативность процесса гражданского воспитания школьников зависит от уровня развития предметов психолого-педагогического цикла, методологии, теории, методики и технологии воспитания в целом и гражданского в частности, уровня педагогического мастерства работников образования и системы стимулирования их деятельности. Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т. е. в принципах. В современной науке принципы - "это исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Принципы педагогического процесса, таким образом, отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса [124].' К принципам гражданского воспитания школьников, на наш взгляд, относятся и общие педагогические принципы, на которых основывается весь процесс воспитания и обучения, и специфические, в первую очередь характерные для гражданского воспитания. Общепедагогические принципы: Принцип научности. Он предполагает овладение учителями, воспитателями, работниками дополнительного образования современной методологией; знание на теоретическом уровне с современных позиций важнейших понятий: гражданственность, гражданское общество, гражданство, гражданин, патриотизм, национализм, нацизм, великодержавный шовинизм, фашизм, национальное самосознание, интернациональное воспитание, поликультурное воспитание, общечеловеческие ценности и т. д.; знакомство с передовым и новаторским опытом гражданского воспитания в нашей стране и за рубежом; овладение умениями и навыками практического применения современных методик и технологией; достижение каждым воспитателем и учителем высокого уровня педагогического мастерства; - принцип комплексного подхода в гражданском воспитании, который предполагает единство урочной и внеурочной, внеклассной и внешкольной деятельности; единство усилий школы, семьи, государственных и общественных организаций (музеев, военкоматов, воинских частей, ветеранских и поисковых организаций); - принцип гуманистической направленности процесса гражданского воспитания; - принцип последовательности и систематичности; - принцип сознательности и активности; - принцип наглядности; - принцип связи с жизнью, учет региональных особенностей; - принцип воспитания и обучения в коллективе; 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz