Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Методология помогает и понять, и установить связь теории и практики. Таким образом, без методологических знаний невозможно грамотно провести любое педагогическое исследование. Поэтому каждому педагогу, воспитателю, необходимо овладеть методологической культурой, "в содержание которой входят методологическая рефлексия (умение анализировать собственную научную деятельность), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования" [128, с. 93]. Д. Б. Юдин выделяет четыре уровня методологии. Первый уровень - философская методология (общие принципы познания). Она требует: а) изучать явления в их развитии, т. е. подходить к явлениям как к развивающимся и изменяющимся (именно такими являются все педагогические явления, т. к. "педагогика - самая диалектичная наука" (А. С. Макаренко); б) изучать данные явления в их связях и взаимодействии с другими явлениями, в первую очередь с теми, которые определяют тенденции дальнейшего развития; в) прослеживать постепенное развитие изучаемого явления, выявлять моменты перехода количественных изменений в качественные; г) рассматривать процесс развитие как самодвижение и саморазвитие, происходящее в силу присущих ему внутренних противоречий, единство и борьба этих противоположностей или противоречий и есть движущая сила, источник развития. Требования диалектического метода - основные установки научного исследования, носящие характер всеобщности и универсальности, они служат руководством в исследовательских действиях во всех областях научных знаний. Второй уровень методологии - это общенаучная методология: совокупность научных концепций, подходов, характерных для данной науки. В педагогике это "деятельностный подход", "личностный подход", идеи "гуманизации", демократизации, гуманитаризации учебно-воспитательного процесса" и др. Третий уровень методологии - конкретно научная методология (совокупность методов, принципов исследований). Например, методы научно­ педагогических исследований: различного вида анкетирования, эксперимент, метод экспертных оценок и т. д. Четвертый уровень методологии - это методика и технология исследования [104]. В методологии педагогики очень важной является категория "практики". Именно ради нее собственно и развивается наука. Таким образом, методология должна помогать отражать и преобразовывать педагогическую действительность. Научная работа направлена на улучшение педагогической практики. Процесс гражданского воспитания школьников и молодежи, как и в-целом процесс воспитания основывается на следующих объективных закономерностях: - цель, задачи, содержание, формы, методы и средства гражданског воспитания обусловлены потребностями конкретного общества, находящегося на определенном историческом этапе своего развития производительных сил, которое, в свою очередь, соответствует уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений; 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz