Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

2. Методологические основы гражданского воспитания школьников Одним из важнейших понятий любого научного исследования является "методология". Это ” 1) совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке; 2) область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически преобразующей деятельности" [169, с. 278]. Развитие методологии - одна из сторон развития научного познания в целом. Всякое научное открытие имеет не только предметное, но и методологическое содержание, т. к. оно связано с критическим пересмотром существующего понятийного аппарата, предпосылок и подходов к интеграции изучаемых материалов. Делая объектом анализа ту деятельность, в ходе которой вырабатывается предметное знание, методология науки выступает как одна из форм самопознания и самосознания науки. Методология тесно связана с гносеологией, которая анализирует всеобщие характеристики познавательной деятельности. Отправляясь от них, методология фокусируется на особенном, на том, как они воплощаются в конкретных познавательных ситуациях и в сферах познания, в определенных историко-культурных условиях. Среди проблем, изучаемых методологией, выделяются; описание и анализ этапов научного исследования; анализ языка науки, выяснение сферы применения отдельных процедур и методов (объяснение, доказательства, эксперимент); анализ исследовательских принципов, подходов и концепций. Исследователи выделяют как самостоятельную категорию методологию педагогики. Это "система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы. Предмет методологии педагогики выступает как соотношение меиоду педагогической действительностью и ее отражением в педагогической науке" [847, с. 9]. По мнению В. В. Краевского, "методология педагогики, эта отрасль научного познания выступает в двух аспектах; как система знаний и как система научно-исследовательской деятельности. Имеются в виду два вида деятельности - методологические исследования и методологическое обеспечение. Задача первых - выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов. Обеспечить исследование методологически - значит использовать имеющиеся методологические знания для обоснования программы исследования и оценки его качества, когда оно ведется или уже завершено" [84, с. 10]. Методология связана и с преподаванием. Это проявляется тройственно; 1) Методология формирует отношение педагога к своему труду, это ориентир на то, кого готовить: равнодушного технократа ("временщика"), который не ценит человеческую личность, не имеет экологических ценностей, или гуманную личность, живущую в гармонии о людьми и природой. 2) Педагог-исследователь успешной научной работой вносит свою лепту в развитие методологии. 3) Преподаватели трансформируют педагогическую науку в учебники, пособия, лекции [32]. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz