Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

С. В. Митросенко в диссертации "Формирование гражданской позиции будущего учителя на этапе допрофессиональной подготовки” (2002 г.), исследуя педагогические условия, стимулирующие этот процесс, дает определение понятия "формирование гражданской позиции", разрабатывает подробную характеристику качеств личности, раскрывающих гражданскую позицию будущего учителя, показывает динамику роста сформированности гражданской позиции у учащихся экспериментального педагогического класса. Думается, что процесс становления правового государства, передовой опыт работы лучших школ страны по гражданскому воспитанию школьников стимулирует и интерес, и потребность развития теории, методологии, методики и технологии рассматриваемой проблемы. Тем более что в ведущих странах мира уделяется самое серьезное внимание гражданскому воспитанию подрастающих поколений. Но цели, содержание, средства и формы работы разные. По-разному расставляются и акценты гражданского воспитания. Например, в США стремятся сформировать ответственного человека за судьбу демократического общества. Содержание образования во всех средних и высших заведениях этой страны пронизано идеями гражданственности. Эти идеи культивируются и в школах, и вне школьного пространства с помощью многочисленных традиций, национальных праздников и торжеств. Педагоги акцентируют внимание на культ американского флага как символа свободной независимой страны, атрибута американского образа жизни. Национальный флаг есть в каждой семье, и его с огромным желанием поднимают американцы в своих домах. В стране создано множество национальных праздников, которые широко и неформально отмечает все население: День Независимости, День памяти, День Конституции и др. Есть свои праздники в каждом штате и в каждом городе. А Конституция США, Биль о правах и Декларация Независимости воспринимаются американцами как величайшее национальное и мировое достижение. Не менее важно и другое. Каждый гражданин США убежден в том, и это действительно так, что он находится под защитой всей мощи государства, когда за рубежом пытаются ущемлять его законные права или покушаются на жизнь. В Европе, особенно во Франции, акцентируют внимание на усвоение школьниками и молодежью прав человека. В советской России ориентировались на тезис К. Маркса о том, что человек есть совокупность общественных отношений, поэтому в воспитательной работе необходимо стремиться, как можно скорее, сделать ребенка социальным деятелем. В постсоветской России в качестве цели воспитания предлагается формирование "базовой культуры". "Базовая культура" - это некоторая целостность, включающая оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих личности развиваться в гармонии с общественной культурой, вносить в ее развитие свой вклад" [6, с. 16]. Одним из приоритетных направлений базовой культуры является "политическая, демократическая и правовая культура". По мнению Е. В. Бондаревской, "формирование человека культуры, ядро которого - субъективные свойства, определяющие меру свободы, гуманности, духовности, предполагает воспитание таких качеств в человеке, как высокий уровень самосознания, чувства собственного достоинства, самоуважения, независимости суждений, способность к ориентировке в окружающей жизни, 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz