Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Одной из серьезных работ по рассматриваемой тематике является диссертация Е. Н. Титовой "Формирование гражданственности студентов в учебном процессе технического вуза” [194]. В исследовании сделана успешная попытка теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, профессионально­ педагогические средства и методы, способствующие формированию у студентов гражданских качеств личности. Диссертанту удалось, сделав экскурс в историю, проанализировать современное состояние изучения проблемы формирования гражданственности студентов; на основе имеющихся теоретико-методологических подходов определить сущность, структуру и содержание понятия "гражданственность" применительно к студенческому возрасту; обосновать концептуальные подходы к процессу формирования гражданственности студентов; выявить педагогические условия, средства и методы, способствующие формированию гражданственности студентов технического вуза; смоделировать систему формирования гражданственности студентов в процессе обучения в вузе, проверить опытным путем ее эффективность. Исследователь, анализируя процесс формирования гражданственности студентов, вводит понятие "гражданская активность", которая, по ее мнению, включает в себя: ”1) умение пользоваться знанием своих прав; 2) привычку добросовестно и творчески выполнять обязанности гражданина России; 3) умение ориентироваться в сложных современных условиях; 4) готовность и умение на практике отстаивать свои убеждения" [194, с. 41]. Обобщая теоретические аспекты диссертации, Е. Н. Титова делает вывод: "В структурном отношении гражданственность - сложное социально­ психологическое явление, выражающееся: а) в знании и оценке личность своего положения в обществе и государстве; б) совокупности гражданских чувств и качеств личности, с помощью которых личность закрепляет свое положение гражданина; в) в преломлении в социально-значимой деятельности своего осознанного положения гражданина. Разделил мы эти три аспекта условно, ибо они взаимосвязаны и выражают единство сознания, чувств и поведения личности" [194, с. 43]. На наш взгляд, представляют интерес, разработанные исследователем "Шкала критериев и показателей сформированности гражданственности у студентов", "Алгоритм продуктивной деятельности преподавателя по формированию гражданственности студентов средствами учебных дисциплин". Особенно полно и убедительно рассматривает Е. Н. Титова понятие "гражданственность", анализируя различные подходы к этому сложному интегративному качеству личности на разных этапах становления и развития советского государства, прослеживая диалектическую взаимосвязь между социально-политическими процессами, происходящими в стране, и, как следствие, переоценки сущности этого понятия, наличием различных подходов к его трактовке. Однако определения "гражданское воспитание" она не дает. Вне сомнения, эта кандидатская диссертация на сегодняшний день является самым серьезным исследованием, посвященным проблеме формирования гражданственности студентов. Ее отличает высокий научно- теоретический уровень, новизна подходов, практическая значимость. п

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz