Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Однако, каждое диссертационное исследование вносило свой вклад в развитие теории гражданского воспитания школьников. Наиболее весомый вклад в развитие рассматриваемой проблемы внес А. С. Гаязов. Он рассматривает гражданское воспитание подрастающих поколений через призму понятия "гражданская деятельность", выделяя два ее уровня. Первый уровень - гражданская деятельность на несознательном, автоматическом уровне, которая характеризуется следующими признаками: личность активно впитывает существующие в обществе и государстве нормы и правила деятельности; - большое значение для данного уровня имеет целенаправленная воспитательная деятельность образовательно-воспитательных институтов; - личность несет в себе ощутимое влияние стандартов сознания и поведения, присущих семье и непосредственному окружению; - содержание деятельности не всегда имеет полноправное гражданское звучание, хотя в любом ее виде присутствуют элементы исследуемого содержания и направленности; - деятельность личностью может и не восприниматься как гражданская; - независимо от того, что гражданская деятельность неосознанна, она тем не менее оставляет ясный и четкий отпечаток в общей направленности личности" [185, с. 171]. Второй уровень - это гражданская деятельность на осознанном уровне, когда личность является субъектом общественных отношений, она выполняет и принимает права и обязанности. По мнению ученого, этот "уровень гражданской деятельности характеризуется следующими признаками: - ее содержание детерминируется имеющейся практикой межличностных и личностно-государственных отношений; - на данном этапе у личности появляются общие или частные цели; - ее направленность обеспечивается уровнем развития личности, от совокупности имеющихся у него личностных качеств; - осознанная гражданская деятельность зарождается в недрах неосознанной, постепенно кристаллизуясь и превращаясь в систему; - осознанность гражданской деятельности базируется на достигнутом личностью уровне (фазе) психического и физического развития, хотя четкие границы в возрастном плане отсутствуют, как и отсутствуют начала "запуска" или включения этапа осознанности в гражданских действиях" [185, с. 173]. Исследователь определил гражданское воспитание как "...целенаправленный, специально организуемый процесс формирования устойчивых гражданских качеств, характеризующих личность как субъекта правовых, морально-политических, социально-экономических отношений в государственно-общественном образовании" [185, с. 36]. В последние годы процессы развития и становления правового общества в России стимулировали интерес исследователей к гражданской проблематике, в частности к вопросам гражданского воспитания, формирования гражданственности школьников и студентов. Это диссертационные работы А. В. Беляева, Г. Я. Гревцовой, Ю. А. Танюхина, А. М. Фактора, С. В. Митросенко и ДР- 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz