Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Но и в этом тексте понятийный аппарат гражданского воспитания не рассматривается [120]. Недостаточная разработанность вопросов теории гражданского воспитания является не столько виной педагогики, сколько следствием того, что в советском тоталитарном государстве не могло сформироваться гражданское общество с гарантированными политическими свободами и правами всех граждан, а значит, и не было предпосылок для развития теории гражданского воспитания школьников. Поэтому не случайно, что среди докторских диссертаций, защищенных в 1937-1998 гг., лишь одна раскрывает проблемы гражданского воспитания. Это диссертация А. С. Гаязова 'Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе", которая защищена в Челябинском государственном университете в 1996 году [185]. Ученый пишет: "Не все еще в истории гражданского воспитания подвергнуто анализу и предложено к внедрению... К сожалению, не создан своего рода банк педагогических идей в области гражданского воспитания, чем могли бы воспользоваться практические работники" [185, с. 65-66]. Таким образом, успешность гражданского воспитания обуславливается синтезом двух сторон: во-первых, объективно развивающихся социально- экономических процессов, явлений, факторов, обусловленных уровнем развития общества в целом, во-вторых, субъективными, связанными с деятельностью человеческого разума и человеческой психики, где на первое место выступают ментальность конкретных людей, обусловленная национально-культурными, философскими, религиозными и другими факторами, где решающую роль играет идеология отдельной личности, сословий и классов. Отсюда низкий уровень теоретических положений автора по теории гражданского воспитания. Например, А. С. Гаязов пишет: “Все это позволило сформировать концепцию гражданского воспитания старших школьников: 1. Гражданское воспитание личности реализуется в непрерывной связи с перспективами развития общества, строительства демократического государства, основанного на общечеловеческих ценностях, в котором личность пользуется свободами и правами, наделена комплексом обязанностей. 2. Процесс формирования гражданина предполагает и реализуется в активном участии человека во всех основных сферах социальной деятельности при свободном выборе вида деятельности, отвечающего его индивидуальным способностям и потребностям" [185, с. 117] и другие правильные общеизвестные мысли, но их нельзя отнести к положениям научной концепции. Еще более низкий теоретический уровень понятийного аппарата диссертаций, раскрывающих вопросы гражданского воспитания, написанных во второй половине 60-х годов. Например, И. Н. Русс дает такое определение воспитания гражданственности: "это систематическое, целенаправленное формирование личности школьника как гражданина, его сознания, чувств и поведения” [190, с. 5]. Иногда в диссертационных исследованиях противопоставляются гражданское воспитание патриотическому: "Правильно организованное гражданское воспитание формирует доминирующее над узколичностным чувством патриотизма, наполненного гражданским звучанием" [190, с. 109]. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz