Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
"Гражданское воспитание - формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощутить себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным" [141, с. 224]. В 1999 году Б. Т. Лихачев первым в учебном пособии по педагогике (курс лекций) выделил тему "Гражданское воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе" в виде специальной лекции. Ученый акцентирует внимание на формировании "политического сознания", "политического мышления" и использует термин "гражданское политическое воспитание", что, по его мнению, "представляет собой систему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания. Оно гражданское потому, что определяется принципиальными общегосударственными, конституционными мировоззренческими позициями, воплощающимися в реальную практику общественных отношений. Оно политическое потому, что обеспечивает уяснение школьниками идеалов и целей, стратегической и тактической линии строительства правового государства по обеспечению коренных интересов большинства народа" [91, с. 236]. Тема гражданского воспитания в 80-е годы не называлась актуальной и специалистами по методологии в рекомендациях молодым ученым. Так в книге Э. И. Моносзона "Проблемы теории и методики коммунистического воспитания" перечисляются наиболее актуальные педагогические темы: формирование научного коммунистического мировоззрения, вопросы идейно- политического воспитания, вопросы трудового воспитания, основы нравственного воспитания, система пионерской и комсомольской работы, система эстетического воспитания, проблемы физического воспитания. Проблемы патриотического и интернационального воспитания рассматривались как вспомогательные в ряду других вопросов идейно политического воспитания, которое включало: содержание и основные направления идейно-политического воспитания учащихся в условиях развитого социализма; осознание школьниками сущности политической идеологии КПСС, ее внутренней и внешней политики; усвоение учащимися в системе учебной деятельности преимуществ социализма, общественного строя и государственного устройства социалистических стран; методика воспитания у учащихся советского патриотизма и социалистического интернационализма (в возрастном плане); изучение причин проникновения в среду учащейся молодежи чуждой идеологии и морали; пути предупреждения и преодоления влияний буржуазной идеологии на детей и молодежь, и вопросов нравственного воспитания: содержание нравственного воспитания; коллективная деятельность и общение школьников; система нравственного воспитания детей и молодежи; формирование нравственной устойчивости личности; причины аморального поведения некоторых школьников, пути его предупреждения" [107, с. 177-178]. В монографии "Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961-1986 гг.)" под редакцией Ф. Г. Панчина, М. Н. Колмаковой, 3. И. Равкина, изданной в 1987 году имеется 15 глав, посвященных различным направлениям воспитательной работы школы. В главе "Теория и практика нравственного воспитания" есть параграф главе "Теория и практика гражданского воспитания", которому отводится всего семь из 416 страниц книги. 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz