Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

государством, его политическим и экономическим строем, достижениями многонациональной культуры и предполагает возможность его проявления во всех без исключения областях и сферах деятельности человека. Именно это поднимает людей на великие дела, утверждает в характерах принципиальность, верность идеалам социалистической родины" [55, с. 106]. Особенно четко просматривается низкий уровень развития теории гражданского воспитания школьников при анализе книг, научно-методических статей, посвященных этой проблеме. Проанализируем, как пример, классическую работу выдающегося советского педагога-ученого В. А. Сухомлинского "Рождение гражданина" [160]. Вот содержание этой книги: "Что происходит с ребенком в отрочестве; Дисциплина и самодисциплина; Ответственность перед коллективом и перед самим собою; Противоречивость отрочества; Физическая и психическая культура подростка; Человек словно вторично рождается; Умственное воспитание и образование подростка; Становление нравственности; Рождение гражданина; Эмоциональное и эстетическое воспитание; Труд в духовной жизни подростка. Еще больше не соответствует названию книги содержание главы "Становление нравственности. Рождение гражданина": От мира вещей к миру идей; Духовная культура, нравственность и атеизм; Элементарная моральная культура; Моральные привычки; идеи становятся убеждениями; Человек и коллектив; Влюбленность; Пионерская и комсомольская романтика; Моральная стойкость [160]. Безусловно, все перечисленные проблемы имеют непосредственное отношение к гражданскому воспитанию школьников, но в большей степени раскрывают общие проблемы формирования личности ребенка. Внимание исследователя не акцентируется на источниках, условиях, принципах, структуре, процессуальных аспектах гражданского воспитания, т. е. на вопросах теории и методологии. Эти же недостатки характерны и для других изданий. Не соответствует название содержанию в книге Ф. Б. Горелика "Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение" [46]; в сборнике статей "Воспитание гражданина” (под редакцией О. С. Гаманина, В. Ф. Матвеева) [39] и т. д. Педагогические словари, справочники, педагогические энциклопедии тоже не раскрывают понятие "гражданское воспитание". Таким образом целый пласт теории воспитания по идеологическим причинам разрабатывался недостаточно и односторонне. И хотя работ, в оглавлении которых стояло это понятие, было достаточно много, их содержание носило в основном поверхностный декларативный характер, например, в Программе КПСС (новая редакция, проект) было записано "Партия придает большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, готовности активно участвовать в охране правопорядка” [136, с. 15]. Однако расшифровки этого положения дальше по тексту не следует. Подобная же ситуация обнаруживается и при анализе нормативных инструктивно-методических документов в сфере народного образования, Понятие "гражданское воспитание" отсутствует даже в таком важном документе, как "Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя" [6]. И только первый том "Российской педагогической энциклопедии", изданной в 1993 году, впервые дает определение гражданского воспитания: 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz