Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

В 1995 году была создана специальная общественная организация "Союз гражданского образования" (президент П. Г. Положевец, гл. редактор "Учительской газеты”). Союз принял Обращение участников Учредительной конференции Союза гражданского образования. В нем в частности говорится: "...Перемены в нашей жизни, ее сложности и противоречия обнаружили, пожалуй, одну из самых острых проблем - непонимание гражданами своей роли и ответственности за судьбы страны, за ее успехи в развитии экономики и культуры. Идея гражданского общества не стала еще доминантой нашей жизни, основой для построения демократического государства" [181]. Анализируя педагогическую литературу периода “коммунистического воспитания”, с удивлением обнаруживаешь, что проблемы гражданского воспитания в теоретическом плане разрабатывалась недостаточно. Вот несколько примеров. Ни одно учебное пособие или курс лекций по педагогике, по которым десятилетия занимались студенты в педагогических вузах (Г. И. Щукина. Педагогика: Курс лекций. 1966; Теория и методика коммунистического воспитания в школе: Учеб. пособ. под ред. Г. И. Щукиной, 1974; Педагогика школы: Учеб. пособ. под ред. И. Т. Огородникова, 1984; Педагогика: Курс лекций Т. А. Ильиной, 1984; Педагогика: Под ред. Ю. К. Бабанского, 1988; Курс лекций И. Ф. Харламова, 1990; Педагогика: Под ред. П. И. Пидкасистого, 1995 и др. учебные издания) не содержат ни главы, более того - даже параграфа, посвященного гражданскому воспитанию школьников в целом, а лишь рассматривают отдельные стороны этого сложного комплексного направления воспитательной работы. Чем же подменяется термин "гражданское воспитание" в этих учебных изданиях? Вот перечень разделов, лекций, параграфов: "Воспитание социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма", “Идейно-политическое воспитание и формирование общественной активности учащихся", "Формирование коммунистического мировоззрения как основы воспитания и обучения в школе", "Воспитание социалистического гуманизма и демократизма", "Воспитание в духе мира и дружбы между народами", "Военно- патриотическое воспитание школьников" и т. п. Подробнее проанализируем содержание лишь трех учебных пособий - для студентов, преподавателей высшей школы и учащихся педагогических училищ. В учебном пособии "Основы педагогики" для слушателей ИПК преподавателей педагогических дисциплин университетов и педвузов (авторы Л. И. Рувинский, И. И. Кобыляцкий, 1985) в разделе "Теория воспитания студентов" дан перечень традиционных тем: сущность коммунистического воспитания, принципы коммунистического воспитания, комплексный подход к коммунистическому воспитанию студентов, ценностный характер процесса воспитания, методы коммунистического воспитания, сущность и средства самовоспитания, профессиональное самовоспитание студентов. Наиболее полно некоторые вопросы гражданского воспитания, впрочем, не употребляя этого термина, раскрыла Т. А. Ильина в курсе лекций по педагогике (1984 г.). Кроме традиционной для учебников того времени темы "Идейно­ политическое воспитание и формирование социальной активности учащихся", в лекции "Нравственное воспитание" Т. А. Ильина выделяет параграф "Воспитание советского патриотизма и интернационализма", где убедительно, с классовых позиций показывает сущность "качественно нового патриотизма - советского патриотизма, патриотизма высшего типа, который является более полным и глубоким, т. к. включает любовь к стране и гордость людей своим 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz