Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

организации, которые были в каждой школе и оказывали существенную помощь в организации учебно-воспитательного процесса. Впервые в диссертационном исследовании по педагогике показана большая, прогрессивная роль Русской Православной Церкви в гражданском воспитании школьников и молодежи: раскрыта сущность православного патриотизма, роль церкви в формировании духовности детей, в военно- патриотическом воспитании. С позиций культурологического подхода рассмотрены важнейшие религиозные источники в контексте возможности использования их нравственного и эстетического потенциала при разработке национально­ регионального компонента исторического образования на Кольском Севере. Важным условием формирования гражданственности как нравственного качества школьников является изучение религиозных источников: Библии, жития святых, духовной музыки и поэзии, философских и педагогических трудов религиозных ученых, а также трудов и выступлений видных деятелей Русской Православной Церкви и других конфессий по проблемам воспитания молодежи. Знакомство с работой воскресных религиозных школ разных конфессий показывает большие потенциальные возможности использования опыта их работы в светских учебных заведениях: теплое, "отеческое" отношение к детям, акцентирование внимания на нравственные аспекты воспитания, формирование практических умений милосердного отношения к больным, пожилым людям и т. д. Многолетняя исследовательская и практическая работа со школьниками и студентами позволили автору сделать ряд предложений по улучшению гражданского воспитания детей: - Необходимо усилить роль государства в гражданском воспитании школьников; организовать материальную поддержку школ, вузов, общественных' молодежных организаций, занимающихся проблемами социального, культурного, духовного, нравственного, физического развития школьников и молодежи. - Необходимо совершенствовать содержание педагогического образования высшей школы, педагогических колледжей в процессе разработки цикла спецкурсов по выбору, включающих проблемы гражданского воспитания, а также спецкурсы на религиоведческие темы: "Библия как священное писание, памятник истории и культуры", "Религия Востока", "Православие в истории мира и России", "Современное православие", "Современный католицизм", "Протестантизм в современном мире", "Ислам - религия и образ жизни", "Буддизм: история и современность", "Религия и русская духовная культура", "Русская религиозная философия" и т. д. - В учебном процессе педагогических вузов и колледжей необходимо акцентировать внимание на выработку практических умений и навыков в организации активных форм воспитательной работы, включающих детей в общественно значимую деятельность: походы-экспедиции, экологическая работа, поисковая деятельность и т. д. - Научно-методическим изданиям (журналам, газетам) акцентировать внимание на обобщении передового педагогического опыта гражданского воспитания школьников. - Ввести в научно-популярных детских и юношеских изданиях специальные рубрики, посвященные проблемам гражданственности. 188

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz