Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
ответственность за судьбу страны; общественную активность; соблюдение демократических принципов; бережное отношение к природе; уважение прав и свобод других людей; активную жизненную позицию; правосознание и гражданская ответственность; честность, правдивость, чуткость, милосердие ответственность за свои дела и поступки; интернационализм, уважение к народам других стран и многие другие" [133, с. 454]. Поскольку гражданственность есть результат актуализации правовой и политической культуры, опирающейся на фундамент нравственности, то (в дополнение к сказанному) гражданин - это человек, у которого сформированы правовая и политическая культура и который при этом нравственно воспитан. Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что от успешности гражданского образования и воспитания во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Школа способна внести ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру. "Цель гражданского образования - подготовка учащихся к ответственной, осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе. Это достигается формированием у них глубоких и устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, социальных связях и отношениях (в частности, на основе их собственного опыта); развитием моделей поведения, мотивацией и установок, которые соответствуют общечеловеческим, принятым в обществе ценностям, способствуют участию индивидуумов в управлении страной, решении задач разного уровня - от общенациональных, государственных до семейно-бытовых" [9, с. 51]. Свои гражданские права человек в полной мере может проявить лишь в гражданском обществе. Это определенная ступень развития общества. По мнению профессора В. В. Баранова: "Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. Его характеризует сумма признаков: промышленное, богатое, образованное, ассоциативное, с развитой политической жизнью, в которой участвуют широкие массы, демократическое, с высоким творческим (научным, техническим, культурным) потенциалом, развитой системой политических, моральных ценностей" [19, с. 4]. Особое место в ряду средств и материалов гражданского образования занимает Конституция Российской Федерации, необходимость изучения которой в школе предусматривается Указом 29.01.94. Успешному осуществлению граждане» этапе будет способствовать своевременное и включение в его содержание материалов Конституции РФ Президента РФ № * № г ц воУМвЖШМйМЙешнет д < и и ю т а » а1а м м оиф 0^ 17
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz