Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

проживающим во всех Скандинавских странах и подвергавшимся идеологическому влиянию миссионеров, проповедующих не только православие, но и другие ветви христианства. С другой стороны, очень негативно на учебно-воспитательный процесс, особенно при проведении активных, сложенных воспитательных мероприятий (экскурсий на природу, походов, организации поисковой деятельности и т. д.) влияют климатические и погодные условия Кольского Заполярья: морозы, ветра, перепады температуры и давления, недостаток кислорода, повышенная влажность, негативное влияние на человеческий организм полярной ночи и полярного дня, явления электромагнитной природы и т. п. Особенно трудно адаптируются к условиям Крайнего Севера дети, приезжающие с родителями с юга и средней полосы России. Следствие экстремальных климатических условий является ослабленное здоровье детей Севера. Так, у 60% школьников Мурманской области выявлено нарушение иммунологической реактивности. В среднем 55% учащихся имеют ту или иную форму патологии, у малочисленных народов Севера зарегистрированы одни из самых высоких показателей заболеваемости детей алкоголизмом, которые превышают общероссийский уровень в 12-14 раз [78, с. 43]. Преодолеть эти трудности можно только за счет использования новых воспитательных технологий и педагогического мастерства учителей и всех других участников учебно-воспитательного процесса. - Осуществленный нами принцип междисциплинарного подхода позволил интерпретировать рассматриваемый феномен гражданственности с позиций отдельных отраслей научных знаний: педагогики, психологии, философии, культурологии, истории, религии, этнопедагогики. В процессе исследования были выявлены исторические, социально- экономические, идеологические и педагогические предпосылки развития гражданского образования в России, которые условно можно разделить на 4 периода: 1) период становления в России абсолютизма; 2) период расцвета Российской империи; 3) период становления советского государства; 4) постсоветский период (становление, развитие новой России). На основе аксиологического, системного, информационного, этнопедаго- гического, регионального подходов сформулированы: сущность, содержание, принципы, формы, методы гражданского образования. Гражданское образование рассматривается как целостное социально-педагогическое явление. Вариативная модель содержания гражданского воспитания школьников Кольского Севера характеризуется гибкостью в зависимости от меняющихся условий региональной среды. Анализ истории развития педагогической мысли в дореволюционной, советской и современной России показал, что роль, содержание, формы и методы гражданского воспитания школьников всегда были детерминированы социально-политическими, идеологическими предпосылками развития общества, господствующей системой ценностей и быстро реагировали на все социально-политические потрясения в государстве. Например, в царской России для формирования гражданственности детей много делала церковь; в советском тоталитарном атеистическом государстве формирование гражданственности осуществлялось в основном через октябрятскую, пионерскую и комсомольскую детско-юношеские политические I87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz