Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Многолетнее исследование проблемы "Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера)" подтвердило правильность выдвинутой гипотезы и решило задачи диссертационной работы. Исследование выявило большие педагогические возможности формирования гражданственности школьников на основе национально- регионального компонента содержания образования. Коренные изменения в социально-экономической и политической жизни России, вызванные перестройкой, и как результат переход к рыночным (капиталистическим) отношениям привели к серьезной переоценке духовных, мировоззренческих ценностей. Первые, трудные шаги по пути создания правового, гражданского общества, новые источники информации, плюрализм мнений позволили по-новому осмыслить положительный опыт, накопленный отечественной педагогикой в дореволюционной, советской и постсоветской России. Создание и успешная работа образовательных учреждений различного типа, обобщение передового педагогического опыта в школах страны и Мурманской области, собственная экспериментальная деятельность дали диссертанту огромный материал для осмысления рассматриваемой проблемы с новых концептуальных позиций. В процессе экспериментальной работы показан комплекс педагогических условий, путей, средств, способствующих эффективности формирования гражданственности школьников на основе национально-регионального компонента содержания образования. Исследование показало: - Федеральными и областными нормативными документами определено направление на развитие в части национально-регионального образования. В соответствии с социальным заказом общества и государства системе общего образования основные направления реформирования определяются: объективными потребностями общества и государства в гражданах, способных укреплять российскую государственность в условиях многонационального поликультурного и все более расслаивающегося общества; субъективно - потребностями подрастающего поколения в получении качественного образования, адекватного социальным и экономическим потребностям личности и условиям жизни общества. - Формирование интегративного качества гражданственности у школьников Кольского Севера не просто трудная сама по себе проблема, так как обусловлена влиянием многочисленных объективных и субъективных общероссийских факторов, но успешность ее реализации в условиях Кольского Заполярья осложняют многочисленные региональные особенности: географические, климатические, исторические, социально-экономические, экологические, демографические и другие факторы, которые необходимо учитывать в работе с детьми. С одной стороны, многовековое мирное сосуществование русских (выходцев из Новгородских земель) и аборигенов (саамов), между которыми никогда не было серьезных конфликтов и в силу их занятий, специфики производственной деятельности и малозаселенности территории. Геополитические интересы России на Севере тоже заставляли правительственных чиновников по особому относиться к саамам, 186

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz