Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Изучение иврита всеми: детьми, молодежью, старшим поколением - представляется наиболее важным и необходимым делом. Во-первых, иврит - язык, на котором говорили евреи на протяжении целых исторических эпох. Во-вторых, на иврите создан Танах - основа еврейской веры. В-третьих, иврит - язык национального возрождения. Преподавание иврита создает условия для репатриации в Израиль, открывает доступ к национальной культурной сокровищнице. При изучении истории еврейского народа затрагиваются наиболее важные моменты древнего и современного периодов. Особое внимание уделяется знакомству с Эрец-Исраэль и государством Израиль. Учебный процесс строится так, чтобы не только дети, но и родители включались в обучение, получали знания по всем отраслям иудаизма. Главная проблема культурного общества - промежуточность и неустойчивость. Поэтому планируются уроки и курсы лекций по темам, наиболее интересующим членов общины: "Выдающиеся образы и личности нашей истории и современности", "Катастрофа и ее уроки", "История российского еврейства и евреев СССР", "Еврейская литература на иврите и идиш", "Жизнь в Израиле: вчера, сегодня и завтра" и другие. Уроки танца и песни, игры и изготовление поделок, инсценировка сюжетов из еврейской истории помогают сделать занятия интересными и живыми, а значит, привлекают большее количество людей. В процессе обучения дети осознают, что предки оставили им великое наследие, которое должно сохранить подрастающее поколение. Ежегодно учащиеся воскресной школы выезжают на отдых в детские лагеря на юг Финляндии, а молодежь - на учебу в страны СНГ и Израиль. Мусульманское религиозное объединение было создано в Мурманске в 1993 году. Основная его задача - возрождение религиозного духа мусульман, живущих на Севере. Для этого желающие посещают занятия объединения, где изучают ислам, проводят мусульманские праздники (Рамазан, Курбан-байрам), совершают религиозные обряды, принимают участие во встречах, организуемых советом объединения. В 1994 году была открыта мусульманская школа. Ее первыми учителями стали студенты технического университета из арабских республик. Основная цель этой школы - изучение арабского языка и организация занятий по основам ислама и шариата. В группах обучаются люди разных возрастов - от 8 до 80 лет. Интерес к знаниям огромный. Кроме арабского языка и Корана изучаются традиции и обычаи мусульман. На праздниках ученики школы выступают с интересными концертными программами: звучат стихи на татарском и арабском языках, татарские народные песни и музыкальные произведения. В проведении занятий большую помощь, особенно в вопросах методики организации учебного процесса, оказывают Ф. А. Гафарова и Р. М. Черных - специалисты Мурманского областного института повышения квалификации работников образования. Таким образом: - Проблема национального вопроса - это не только проблема России, но ряда государств мира, в том числе и экономически развитых, с высоким уровнем демократии, например, ирландский вопрос в Англии, и тем более в странах постсоциалистического развития, например Югославия, и в странах третьего мира - Индия, Афганистан, Конго, Нигерия и др. 184

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz