Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
На наш взгляд, каждое из названных выше педагогических понятий имеет право на существование. Но у каждого из них есть своя конкретная сфера применения. Изучение истории показывает, что для России как огромной много национальной страны всегда была актуальна "национальная идея", которая в самые критические периоды ее жизни "цементировала" нации и народности, представителей всех классов и сословий, людей, исповедующих разные религии. Так, во времена Ивана Калиты всех воодушевляла и объединяла идея собирания русских земель под эгидой Московского княжества. Монголо татарское иго вызвало к жизни идею спасения Святой Руси, и это стало одной из основ Российского православия. Петр I активно реализовал идею просветительских реформ и единения с цивилизованной Европой. Екатерина II утверждала в качестве национального приоритета укрепление российской, просвещенной монархической государственности. В XIX веке национальная идея обрела знаменитую формулу "Самодержавие, Православие, Народность", воплощенную в гражданском лозунге-призыве "За Веру, Царя и Отечество". В советское время людей объединяла вера в "построение светлого будущего - коммунизма". "Полноценная национальная идея - это не просто символ коллективного самосознания, но и реальный духовный объединитель, выразитель совокупного образа народного духа, его интеллектуального и нравственно-эстетического потенциала, благодаря которому и возможно воспитание любви и преданности к Родине. Познание, взращивание и укоренение идеальных ценностей своего народа открывает подрастающим поколениям пути постижения особенностей духа и национальных идей других народов. Такое межнациональное взаимное познание ведет к духовному и жизненному сближению, к взаимообогащению культур и, главное, к человеческому всеединству на основе всеобщей любви [90, с. 10]. Значительную роль в интернациональном воспитании школьников и молодежи стали играть национальные культурные общества. Еврейское культурное общество создано в 1993 году. Оно объединяет учащихся детской воскресной школы, молодежного клуба, а также их родителей. Обучение в обществе удовлетворяет тягу к национальной культуре, помогает найти ответы на извечные вопросы, неизбежно встающие перед каждым: "Кто мы? Откуда мы пришли и куда идем? Кем были наши предки и какими мы хотим видеть своих потомков?" Особенности политического и социально-экономического развития Советского государства привели к тому, что значительная часть еврейского народа, проживавшая в городе, была совершенно оторвана от национальных традиций и практически позабыла их. Теперь очевидна потребность и возможность возрождения этих традиций. Еврейский образ жизни поистине уникальное явление, достойное пристального изучения. Общество стремится вызвать у учеников гордость за своих великих предков, воспитать интерес к истории и традициям своего народа, помочь понять их глубокий нравственный смысл. В школе преподают психологию, иврит, иудаизм, еврейскую историю, традиции, литературу, музыкальную культуру, танцы, знакомят с современным Израилем, вопросами репатриации. 183
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz