Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

поколению. В этнопедагогическом аспекте мультикультурное образование предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных этносов и предусматривает адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми с разными традициями; ориентацию на диалог культур; отказ от культурно-образователь-ной монополии одних наций и народов в отношении других. Свои взгляды ученые обосновывают методологическим принципом, сущность которого заключается в том, что человек есть пересечение многих культур, следовательно, он может быть моно- или мультиидентичен. Например, жители полиэтнического региона нередко мультиидентичны, так как смешанные браки здесь далеко не редкий случай. "В качестве главных целей мультикультурного образования, - считает Г. В. Палаткина, - должны быть: 1) удовлетворение образовательных запросов представителей всех этносов, 2) подготовка людей к жизни в полиэтническом социуме. Это обусловливает ряд конкретных педагогических задач, а именно: глубокое и всестороннее овладение культурой своего народа; формирование представления о многообразии культур в России и в мире; воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс всего человечества и способствующим самореализации отдельной личности; создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов; развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; воспитание в духе мира; развитие этнотолерантности; формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности по отношению к культурному наследию России; воспитание уважения к истории и культуре других народов; создание мультикультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур; формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению [121, с. 41]. Основополагающими принципами мультикультурного образования являются: этнокультурная направленность образования; этнопедагогизация образовательного процесса; диалог культур; творческая целесообразность потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей. Появление в педагогической науке новых понятий "многокультурное", "поликультурное", "мультикультурное" образование и воспитание свидетельствует о стремлении исследователей на новом теоретическом уровне осмыслить и найти психолого-педагогические пути решения сложной проблемы взаимоотношения этносов в многонациональной огромной стране, где отсутствовали демократические традиции, в сложный переходный период реформирования социально-экономической и политической жизни России после распада СССР, когда субъекты Российской Федерации получили право "брать суверенитета столько - сколько смогут". Стало очевидно, что в стране нет четкой, хорошо продуманной национальной политики. Сегодня государство (Дума, правительство) вынуждено исправлять многочисленные ошибки, которые допускались в отношениях между этносами и в дореволюционный период, и в советское время, и в первые годы перестройки. I82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz