Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

понимание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества и т. Д. Однако поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует; предусматривает прежде всего освоение культурно-образовательных ценностей, ориентируется на сосуществование различных культур в общем социальном пространстве. Поликультурное воспитание прежде всего предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и предусматривает: - адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми с разными традициями; - ориентацию на диалог культур; - отказ на культурно-образовательную монополию в отношении других наций и народов. Поликультурное воспитание культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов [30, с. 57]. Для успешного осуществления поликультурного воспитания необходимо дать детям хорошее поликультурное образование, цель которого "состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований". По мнению ученых, "важно, чтобы содержание поликультурного образования отвечало следующим критериям: - отражение в учебном материале гуманистических идей; - характеристика уникальных самобытных черт в культурах народов России и мира; - раскрытие в культурах российских народов общих элементов традиций, позволяющих жить в мире и согласии; - приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации взаимозависимости стран и народов в современных условиях. В процессе педагогической деятельности учителю необходимо акцентировать внимание детей не только на общие элементы этнических культур - чем больше они узнают об индивидуальных особенностях различных культур, тем понятнее им будут чужие поступки, взгляды. Понимание - первая ступень к согласию. Следует находить имеющиеся в недрах каждой этнической культуры основания толерантности, например, в пословицах, крылатых выражениях, традициях, быте и т. д. По мнению ряда исследователей (Г. Д. Дмитриев, Э. И. Сокольникова, Г. В. Палаткина и др.) принципу диалога и взаимодействия культур более чем понятия "многокультурное", "поликультурное" воспитание и образование соответствует понятие "мультикультурный", т. к. оно точнее выражает социокультурные цели современного образования. Мультикультурное образование направлено на сохранение и развитие всего многообразия культурных реалий, в том числе и народнопедагогическик, существующих в сообществе, на передачу этого наследия молодому 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz