Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
саамской культуры, в процессе которой апробировали новые интересные формы работы: литературную игру “Живое слово" с участием саамских писателей Э. Галкиной, И. Виноградовой, Н. Большаковой; презентацию вышедшей в Норвегии книги А. Бажанова "Белый олень" с участием директора издательства Марет Сара и переводчика Лейф Рантала, художника Я. Яковлева; урок национального художественного труда в 3-м классе; театрализованную игровую карусель “Достань солнце" (загадки, викторины, пословицы), спектакль кукольного театра для учащихся 1-5 классов "Саамская сказка"; урок-симпозиум учащихся 10-11 классов "Саамы в странах Северного Калотта" с участием представителей консульств Норвегии, Швеции, Финляндии и МИД РФ и др. В 1997 году в Мурманске было создано общественное движение "Возрождение Мурмана и Отечества". Они организовали так называемый "Славянский ход"; 4 октября 1997 года писатели, журналисты, учителя и общественные деятели отправились в путь из Мурманска - самой северной точки славянского мира - через все православные славянские страны до "южного полюса" православного славянства - города Пераст в Черногории. Белоруссия, Украина, Молдавия, Республика Сербская в Боснии и Герцеговине приветствовали участников хода, объединенных идеей духовного единения всех славянских земель. Все участники "Славянского хода" отмечают огромную искреннюю любовь сербов к России, к россиянам. Таможенник, узнав о цели "Славянского хода" отказался брать с каждого человека обязательный дорожный сбор - 57 долларов (для мурманчан, которых никто не финансировал, сумма достаточно большая). Участников Хода принял и благословил сербский патриарх Павел. На каждом шагу гости видели внимание и любовь сербов ко всему российскому. Посетили северяне единственный в мире памятник русским солдатам и офицерам, погибшим в первую мировую войну. За ним тщательно ухаживают, как за кладбищем, где похоронены советские солдаты, погибшие в годы второй мировой войны. Одним из результатов "Славянского хода" стало создание в Болгарии Союза друзей Мурманска. В Мурманске стала издаваться газета "Славянский ход". В одной из школ города помимо русского языка изучаются и другие славянские языки - украинский, белорусский, сербский. В отечественной педагогической литературе с 90-х годов XX века в научный оборот введено понятие "поликультурное воспитание". В мировой педагогике оно возникло еще в 60-е годы. "Поликультурное воспитание - это воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку. В поликультурном воспитании в качестве субъектов задействованы ведущие и малые этносы, непременным свойством которых является культурное взаимодействие. Каждому из этих субъектов присущи три основные характеристики: культурная общность, языковая общность, статус национального меньшинства или большинства" [49, с. 93]. Поликультурное воспитание имеет много общего с интернациональным и имеет принципиальные отличия. Их связывает уважение всех других народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей; осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами; способность общаться; 180
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz