Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
ориентированная на общественно ценные результаты, создающая возможности для самостоятельности и творчества. Таким образом, опыт духовного развития человечества свидетельствует, что ориентиром в воспитательной деятельности является сложный социально духовный феномен - гражданственность. "Гражданственность - это интегративное свойство социализированной личности, обладающей демократическим менталитетом. Гражданственность предполагает достаточно высокий уровень "самостояния" личности, позволяющей человеку конструктивно участвовать в управлении страной, в решении общенациональных задач" [149, с. 38]. Необходимо отметить, "что в России при определении гражданственности действует "принцип крови", т. е. гражданственность новорожденного определяется гражданственностью его родителей, при этом место рождения роли не играет. В ряде стран действует "принцип почвы": новорожденный приобретает гражданство того государства, на территории которого он родился, независимо от того, кто его родители. В РФ допускается двойное гражданство. "Гражданственность - это результат становления гражданского общества. Она означает: активную и сознательную вовлеченность гражданина в дела политического сообщества; - психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества, способность и готовность выступать в роли гражданина; - приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов” [19, с. 4]. В житейском, обыденном смысле гражданин - это просто взрослый человек, а также форма обращения друг к другу. В словаре С. И. Ожегова мы читаем: "Гражданин - это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей" [118, с. 138]. А. Ф. Никитин подчеркивает: "Главное, что отличает гражданина о человека - это его принадлежность к политической и правовой сферам общества, наделенность правами и обязанностями, способность участвовать в правовой и политической жизни общества" [113, с. 23]. Философ и правовед И. А. Ильин наделял настоящего гражданина следующими качествами: - чувством собственного достоинства; - внутренней свободой, превращенной в самостоятельную дисциплину; - способностью быть истинным субъектом права; - уважительным и доверчивым отношением к другим гражданам и государственной власти; - способностью превращать свою свободу в добровольную лояльность, воспринимать свои права как обязанность и свои обязанности как права” [58, с. 134]. И. П. Подласый делает попытку очертить круг обязанностей гражданина и конкретные качества личности, которые необходимо сформировать у ребенка в процессе воспитания: “чувство национальной гордости и патриотизма; уважение к Конституции государства, органам государственной власти, Президенту страны, символами государственности (гербу, флагу, гимну); 1б
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz