Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

лиц, относящихся к малочисленным народам, для их обучения традиционным хозяйствованию и промыслам малочисленных народов; 4) получать и распространять информацию на родных языках, создавать средства массовой информации; 5) соблюдать свои традиции и совершать религиозные обряды, не противоречащие федеральным законам, законам субъектов РФ, содержать и охранять культовые места; 6) устанавливать и развивать связи с представителями малочисленных народов, проживающих на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ" [12]. Таким образом, закон закрепляет право коренных малочисленных народов на учет их мнений при решении органами государственной власти и органами местного самоуправления вопросов, затрагивающих законные права и интересы этих народов. Заков обязывает федеральные органы исполнительной власти осуществлять контроль за деятельностью предприятий и организаций, расположенных в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов. Кроме того, в документе подчеркивается, что лица, относящиеся к малочисленным народам, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и т. д. В то же время документ предусматривает, что реализация прав коренных малочисленных народов и предоставляемые им российским законодательством льготы не должны ущемлять права и законные интересы других этнических общностей и граждан. В проекте концепции государственной национальной политики в России говорится, что “именно формирование духовного единства чувства российского патриотизма, дружбы народов, распространение знаний и информации о культуре и истории народов России, сохранение исторического наследия всех наций в рамках евразийского этнокультурного пространства, развитие национальной самобытности и традиций, функционирование языков всех народов и русского как общегосударственного - все это входит в задачи национальной политики" [12]. Несмотря на позитивные изменения в законодательной политике России, с целью обеспечения ббльшими политическими, социально-экономическими правами малых народов Севера, в том числе и кольских саамов, их реальное положение сегодня по-прежнему крайне тяжелое. Председатель Ассоциации кольских саамов Нина Афанасьева рассказывает: "Почти все саамы живут на грани нищеты, потому вопросы культуры для них на заднем плане. Реки и охотничьи угодья, отчасти и пастбища, отняты и отданы в распоряжение предприятий-гигантов, под военные базы, а теперь еще и тем, кто развивает здесь международный туризм. Социальные проблемы стянуты в тугой узел. Последствия их страшат. К примеру, продолжительность жизни саамских мужчин всего 37040 лет, вдвое выше заболеваемость алкоголизмом, чем в целом у населения края... Вот если с этими проблемами войдем мы в третье тысячелетие, то не сможем сохраниться как народ А ведь нам от проблем просто убежать невозможно. Нам с этой земли, где могилы предков, где корни наши, некуда идти. И мы никуда не уйдем" [79]. I75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz