Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Общий рост сети начальных саамских школ, саамов-учащихся в педтехникуме и Институте народов Севера показывает следующая таблица [38, с. 102]: Таблица 10 Общий рост сети начальных саамских школ, саамов-учащихся в педтехникуме и Институте народов Севера Годы Начальные школы Количество саамов в учебных заведениях Всего учащихся Число В них учащихся Институт народов Севера Лед. техникум 1930 7 105 11 0 16 1931 9 145 21 9 175 1932 12 190 17 27 234 1933 15 221 15 33 269 1934 17 239 10 35 284 В результате процесса культурной революции появились кадры саамской интеллигенции: учителя, заведующие избами-читальнями, медсестры, счетоводы, судьи, служащие государственных учреждений. Однако Н. Н. Волков в своей рукописи отмечает, что "многие из учащихся в Институте народов Севера или педтехникуме не доучились, бросили учебу и возвратившись на родину не ведут сколько-нибудь заметной воспитательной работы. Объясняется это тем, что мурманские органы народного образования не делали тщательного отбора посылаемых на учебу под углом их соответствия будущей культурно-общественной деятельности. В равной мере следует отметить не везде удовлетворительное укомплектование педагогическим составом начальных школ. Нередко в качестве педагога в прекрасно рубленой новой школе приходилось видеть молодого скучающего русского юношу, недавно окончившего педтехникум, не имеющего ни интереса, ни сведений о саамском народе. В некоторых случаях на педагогическую работу в селения посылались безнадежные пьяницы, как, например, бывший заведующий Воронинской школой Алексеев [36, с. 102]. Были и другие более глубокие причины, усложнявшие процесс обучения коренных жителей Кольского края. Ряд ученых считает, что следствием раннего обучения на русском языке является “торможение умственного развития детей" в последующие годы школьного обучения: "Торможение мышления, как раковая болезнь, незаметно зреет и вдруг проявляется, когда это меньше всего ожидают. Я мог бы привести десятки примеров из наблюдений в республиках Закавказья, в школах Дагестана, в Мордовской АССР и еще ближе к центру - в школах Рязанской области, где обучаются татарские дети, и даже в Московской области (цыганские начальные классы в Чеховском районе). Интересно, что такая же картина наблюдается в соседней Финляндии" [133, с. 76]. Выдающийся советский лингвист Е. Д. Поливанов заметил, что попытки упорядочить изучение языков путем декретирования заканчивались прахом, 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz