Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
Своеобразно сложились отношения с языком в нашей семье: прабабушка и прадедушка с трудом говорили на русском языке. Бабушка и дедушка учились русскому языку, уже будучи учениками школы, но до сих пор свободно говорят на финском, а вот мама уже не владеет родным языком, хотя в паспорте у нее записано, что она по национальности карелка". Необходимо отметить, что советская власть специально не репрессировала коренные народы Кольского Севера. Анализ Книги памяти, посвященной жертвам репрессий в 30-50-е годы в нашем крае свидетельствует о том, что от репрессий в равной мере пострадали и русские. "Красный молох" перемалывал людей без разбора национальности, профессии, образования..." [74] Было бы несправедливым не видеть огромных успехов, которых достигла советская власть в деле ликвидации неграмотности коренного населения края - саамов. Так до революции за все многовековое существование ни одного человека из среды саамов не получило даже среднего образования" [38, с. 110]. Народохозяйственная перепись населения 1927-1928 годов показала, что грамотных саамов было 12,4% от всего саамского населения. В 1927 году на основе установленных правительством льгот для малых народов Крайнего Севера среди саамов начинается широкое школьное строительство, а равно и в целях материальной помощи создаются школы- интернаты, в которых учащихся бесплатно кормят, предоставляют общежитие с постельным бельем и часто - одежду. Школы-интернаты выстроены на реке Туломе (Нотозерский сельсовет), на озере Имандра в Бабенском селении, в Чалмны-Варре Ловозерского района, в Ловозере. "В 1930/31 учебном году в 14 школах обучалось 150 саамских детей возраста начальной школы. В 1933 году в 17 школах обучалось уже 260 саамских детей. Школ чисто саамских было шесть: Воронинская, Семиостровская, Иокангская, Лумбовская, Кильдинская и Нотозерская" [103, с. 5]. В 1922 году впервые для саамской народности была введена письменность и издан первый букварь. В 1933/34 учебном году обучение грамоте для младших классов на родном, понятном детям, языке было введено в 7 школах. В 1926/27 учебном году появляются первые студенты - саами, слушатели Северного рабфака Института живых восточных языков в Ленинграде, будущего Института народов Севера. Первым саамским студентом, приехавшим в декабре 1925 года учиться в Северный рабфак, стал представитель Нотозерской группы саамов Иван Андреевич Осипов, с реки Туломы из рыбацко-оленеводческой семьи, будущий первый саамский учитель. В 1927 году приехали на учебу в Северный рабфак Дуня и Настя Матрехины из Иоканги, первые саамские женщины с высшим образованием. Каждый год, осенью, из далеких погостов съезжались в Мурманск, в местный комитет Севера и отдел народного образования саамские девушки и юноши (сперва единицы, потом группы), стремящиеся в Ленинград на учебу. В 1930 году их сразу было направлено 17 человек. В 1931 году в целях подготовки саамов-учителей для начальных школ при Мурманском педагогическом техникуме было организовано саамское отделение. 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz