Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

П. П. Блонский, рассматривая гражданское воспитание как политическое, формирование человеческих качеств относил к нравственному воспитанию. Цель воспитания гражданственности в школе выдвигалась с первых дней советской власти. Стремление включить в революционный процесс детей и молодежь определило задачу формирования качеств личности гражданина, который бы жил, по выражению А. В. Луначарского, "общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами". Общественная направленность личности рассматривалась как важнейший результат воспитательной работы. Вместе с тем А. В. Луначарский отмечал необходимость развития на коллективистской основе и индивидуальных особенностей человека. Н. К. Крупская подчеркивала, что гражданское воспитание, основанно на воспитании у рабочей молодежи чувства пролетарской классовой солидарности выходит далеко за пределы понимания гражданственности как узконационального явления. В теории и практике А. С. Макаренко весь педагогический процесс подчинялся единой цели - воспитанию достойного гражданина, особое внимание уделялось самочувствию человека в коллективе, характеру его коллективных связей и реакций, среди качеств личности особо выделялись дисциплинированность, готовность к действию и торможению, принципиальность и другие. Все эти черты, по мнению А. С. Макаренко, синтезируются в качествах политически деятельного и ответственного человека. Попытку обобщения теоретического и практического опыта гражданского воспитания в советском обществе предпринял в 60-70-х годах А. В. Сухомлинский, который рассматривал гражданственность в неразрывной связи с гуманизмом. Он считал непременным условием гражданского воспитания организацию эмоциональной, насыщенной и деятельной жизни коллектива, всемерно способствующей развитию гражданской активности каждой личности. Концепция гражданского воспитания разрабатывается с конца 80-х годов, важное место принадлежит школе, ориентированной на личность ребенка, на развитие его индивидуальности. Одно из главных условий формирования гражданственности - воспитание правдой. Только объективная информация воспринимается учащимися как явление действительности и соотносится с реальной практической деятельностью школьников в рамках демократически организованного коллектива, в т. ч. и во внешней среде; в содержании гражданского воспитания интегрируются этические, правовые, политические, экономические, экологические и другие знания. Одно из основных направлений работы по гражданскому воспитанию - формирование опыта гражданского действия, позволяющего учащимся практически реализовывать важнейшие человеческие ценности, лежащие в основе их мировоззрения, выбирать линию поведения, выражать отношение к обществу и самим себе. Источником социального опыта учащихся выступают и гуманитарные дисциплины, которые вводят детей в мир человеческих отношений, в том числе через художественно-исторические образы, и способствуют развитию эмоциональных основ гражданственности личности. Другим важным источником социального опыта является труд. Гражданское воспитание и трудовое воспитание составляют две стороны одного процесса развитая личности гражданина. Школьникам необходима насыщенная деятельность, 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz