Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
Преимуществами русских офицеров являются хладнокровие и крепкие нервы, не сдающие даже в самых затруднительных положениях. Но русский офицер очень любит личные удобства, вял физически и умственно, несамостоятелен и беспомощен при внезапных событиях. Русский офицер готов пойти на предприятия, связанные с особыми трудами и опасностями, если он предполагает, что об этом станет всем известно. Если этот импульс отсутствует, то часто даже в самом ответственном положении он найдет наиболее для себя удобный выход. Офицеры генерального штаба много занимаются научными работами, но предпочитают деятельность в канцеляриях практической работе в войсках” [106, с. 14]. Можно, конечно, усомниться в некоторых выводах немецких военных, увидеть в их наблюдениях определенную противоречивость, но в целом они, безусловно, правы, особенно в том, что касается характеристики русских военных чиновников: "Наименее надежными являются военные чиновники. Подкупность и небрежность интендантства скажется также и в будущем худшим врагом русской армии" [106, с. 15]. Не только первая и вторая мировые войны, но и современные войны в Чечне подтвердили правоту выводов немецких специалистов. Большинство выдающихся отечественных мыслителей (философов, писателей, ученых, общественных деятелей) при характеристике феномена "русская душа" подчеркивают стремление россиян к духовности; их объединяет уверенность в преодолении социально-экономических трудностей в стране, светлое будущее. "Русскую самобытность, - утверждал Н. А. Бердяев, - не следует смешивать с русской отсталостью... Россия страна культурно отсталая. Это факт неоспоримый. В России много варварской тьмы, в ней бурлит темная, хаотичная стихия Востока! Отсталая Россия должна быть преодолена творческой активностью, культурным развитием. Но национальная самобытность ничего общего не имеет с отсталостью, - она должна выявиться на высших, а не на низших ступенях развития. Наиболее самобытной будет грядущая новая Россия. Подлинное национальное сознание может быть лишь творческим, оно обращено вперед, а не назад" [27, с. 55]. Интернациональное воспитание как выработка гуманных, высоконравственных, справедливых отношений между людьми независимо от цвета кожи, языка, обычаев проживания на той или иной территории, до недавнего времени считалось в нашей стране решенной проблемой. Дружба детей всей планеты, переписка со сверстниками из союзных республик, обмен делегациями, фестивали, праздники - все это было поводом для умиления и восторгов. На самом деле для СССР, а позднее для СНГ, для России национальный вопрос является не только исключительно актуальным, но и трудно разрешимым. Проявление национализма и шовинизма, с которыми мы иногда встречаемся в жизни, - это, в первую очередь, результат серьезных ошибок в национальной политике, допущенных в годы культа личности Сталина, и в период застоя, и в период реформирования экономики нашей страны. Развивая производительные силы, государство не всегда считалось с интересами народов отдельных союзных и автономных республик, а тем более малых народов и народностей, например, на Крайнем Севере. Крупные промышленно-добывающие предприятия нередко подрывали развитие I66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz