Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

духа, его интеллектуального и нравственно-этического потенциала, благодаря которому и возможно воспитание любви и преданности к Родине" [90, с. 13]. Понятия "русская идея", "русская душа" (впрочем, как и немецкая, французская, а позднее и американская душа), понятия сложные, многогранные, которые невозможно выразить концентрированно, в небольшом количестве слов. Не случайно исследователи, особенно в последнее десятилетие, используют, говоря о национальном своеобразии того или иного народа, понятие "менталитет", "ментальность". Менталитет - это определенное социально-психологическое состояние народа, граждан, запечатлевшее в себе (в народном подсознании) результаты длительного и устойчивого воздействия этнических, естественно-географи­ ческих и социально-экономических условий проживания субъекта менталитета. "В конечном счете, и локальными и человеческими поступками, и мировой историей в целом, - по мнению Б. С. Гершунского, - движет менталитет - те глубинные, "корневые" духовно-нравственные, культурные ценности и мировоззренческие основания индивидуального и общественного поведения, которые при условии их согласованного, массового проявления по своей духовной энергетической мощи оказываются несопоставимыми с любыми рукотворными материальными энергоносителями или политическими акциями" [45, с. 17]. Исследователь отмечает, что "менталитет - субстанция духовная. Складываясь исторически индивидуальный и общественный менталитет являются производными от культуры того или иного народа, его религии, уклада жизни, философских идей и, конечно же, образования... - это по сути квинтэссенция культуры народа. В нем фиксируются наиболее существенные, исторически сложившиеся особенности мировоззрения того или иного сообщества, глубинные основания индивидуального и общественного сознания, поступков и поведения" [45, с. 18]. Разгадать сущность "русской души", т. е. ментальность россиян пытались и пытаются многие философы и педагоги. Анализ их наблюдений подчеркивает характерные черты ментальности любого народа: консерватизм, устойчивость от внешних идеологических и других влияний. Вопрос осмысления "русской души", самопознания россиянами своей ментальности исключительно важен в практической деятельности педагогов. "Чужую национальную душу, - отмечал Н. А. Бердяев, - может почувствовать и узнать лишь тот, кто чувствует и знает собственную национальную душу" [23, с. 141]. Бердяев справедливо отмечал, что, связывая взгляд на судьбу нации с перспективой мировой истории, национальное самосознание позволяет преодолеть узость и провинциализм национальных интересов. Сделать это, однако, исключительно сложно было и раньше (19, 20 века), и теперь, в третьем тысячелетии. "Истинная трагедия современного и, вполне возможно, будущего мира связана, прежде всего, с ментальной несовместимостью людей и народов. Ментальная несовместимость - подлинный бич современной цивилизации" [45, с. 19]. Сложность решения национальных проблем между государствами и внутри федерально-государственных объединений в 20 веке подтверждает правомочность такого опасения. 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz