Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
побед, как прошедших, так и будущих, как военных, так и духовных. И вносить в это единство рознь, сеять раздор - преступление, за которое можно дорого поплатиться в будущем. Поэтому истинный национализм состоит не в заимствованиях у чужих этносов и не в навязывании соседям своих навыков и представлений, а в самопознании. Это долг, сформулированный двумя афоризмами: "познай самого себя” и "будь самим собой". Этническая пестрота - это оптимальная форма существования человечества" [148, с. 75J. Лев Николаевич Гумилев создал учение о человечестве и этносах как биосоциальных категориях, исследовал биоэнергетическую доминанту этногенеза и назвал ее пассионарностью. 'Теория пассионарности", разработанная Л. Н. Гумилевым, дает определенный ключ к пониманию сущности понятия "национализм". Можно сказать, что интернациональное воспитание это формирование и развитие у детей твердых убеждений в необходимости международной солидарности, чувства дружбы людей для всех рас и наций, глубокое уважение к правам, культуре и традициям больших и малых народов. Для России, многонационального государства, вопросы межнациональных отношений, интернационального воспитания очень деликатные, тонкие, требующие учета многих факторов межэтнического взаимодействия. Цель интернационального воспитания - формирование у детей культуры межнациональных отношений как важнейшего нравственного качества личности человека, что является одним из главных условий мирного добрососедского существования многочисленных больших и малых народов и народностей России. Проблемы интернационального воспитания школьников необходимо рассматривать через призму русской национальной идеи и русской национальной личности. "Русская идея" как обобщенное выражение философской концепции - это результат духовной деятельности в течение нескольких столетий философов, писателей, просветителей, педагогов, психологов, социологов. Начало "самовозрастания" "русской идеи" можно отнести уже к XI веку, когда митрополит Иларион в "Слове о законе Моисеем данном, и о благодати и истине" впервые дает периодизацию мировой истории, в рамках которой Русь как христианская страна находит достойное место. Славя деяния киевских князей, Иларион с воодушевлением писал, "что правили они не в безвестной и захудалой земле Русской, что ведома во всех наслышанных о ней четырех концах земли". Это одно из первых и наиболее ярких проявлений русского национального самосознания. Философско-исторические и этические мотивы, пронизывающие "Слово", служат основанием для исторического оптимизма, ожидания великого будущего Русской земли. Произведения русских философов конца XIX - начала XX в. помогают осмыслить лучшие традиции "русской идеи", возраст которой "есть возраст самой России" [56, с. 327]. По мнению Б. Т. Лихачева, русская идея "являет собой средоточие самосознания и целенаправленной воли нации, идеальное выражение сущности ее души, понимание своего места и предназначения в этом мире, цели и смысла бытия... это не просто символ коллективного самосознания, но и реальный духовный объединитель, выразитель совокупного образа народного 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz