Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

идеей и национальной исключительности, нередко принимает крайние формы (шовинизм), сближается с расизмом и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам" [28, с. 788]. Очень четкую позицию занимает в национальном вопросе Русская Православная Церковь. Известный современный богослов Н. Е. Пестов пишет: "Следует предостеречь христианина и от увлечения национальными интересами и от национальной нетерпимости. По существу у христианина есть одно лишь отечество, стать членом которого он должен стремиться всеми своими силами: это отечество - Царство Небесное и будущий "Новый Иерусалим". Вспомним, что Господь "завещал" нам "Царство" (Лк. 22, 29). Наши сограждане - это те, кто вместе с нами стремится наследовать "новую землю": здесь национальное единство, как и физическое сродство не имеет никакого значения. Христианин по дух интернационален". Апостол Павел утверждает, что христианин это тот, кто "обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Кол. 3, 10-11). Поэтому для христианина не допустим даже оттенок национальной нетерпимости" [129, с. 97]. Однако было бы наивно не видеть в России и не понимать реальную опасность для общества фашистских националистических организаций. В России и дореволюционной, и советской, и постсоветской была и есть почва для возникновения экстремистских организаций. Это обусловлено многими субъективными и объективными факторами. Назовем лишь некоторые из них: Специфика ментальности россиян, для которых характерны противоположные начала - "долготерпение, послушание и кратковременные приступы бурног протеста, анархии"..."авральный ритм работы, неорганизованность, стихийность, непредсказуемость поведения (Э. Эриксон); "совмещение двух противоположных начал: деспотизм - анархизм, жестокость, склонность к насилию - доброта, человечность; смирение - бунт (Н. А. Бердяев); "стремление к свободе", выразившееся в бегстве в казачество, в народном движении на Восток в поисках свободы от государства, в постоянных бунтах и восстаниях во имя социальной и политической справедливости" (Д. С. Лихачев). На Западе широко распространено, и не без основания, мнение о непредсказуемости россиян и т. д. У населения царской России не было элементарных свобод, которые уже имели народы Европы. Россия оставалась “тюрьмой народов". Советское государство, созданное большевиками, - это типичное тоталитарное государство, с типичными чертами: господство одной идеологии, наличие одной партии, отсутствие демократических свобод и прав населения. Статья Конституции о равенстве наций вплоть до выхода из СССР носила декларативный характер. В годы перехода к рыночным отношениям добавились новые негативные факторы, стимулирующие возникновение фашистских организаций: массовое обнищание населения, безработица, отсутствие равных возможностей для молодежи получить хорошее образование и, самое главное, уязвление национального достоинства россиян после распада СССР и Варшавского 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz