Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

занятием определенной профессией, считал, что цель школы последовательное приучение детей к прилежанию, добросовестной работе на благо государства. Народную школу и армию он рассматривал как важнейшие государственные воспитательные учреждения. Педагог указывал, что гражданские добродетели нельзя сформировать с помощью книг и поучений, но гражданские чувства и поступки возможны даже у людей, не понимающих задач государства и сущности управления. Г. Кершенштейнер считал, что необходимой составной частью гражданского воспитания является политическое образование, но глубокую осведомленность в области политических знаний относил к привилегиям избранного круга. Немецкий ученый сумел создать стройную систему воспитания подрастающих поколений. Именно он ввел в педагогику понятия "воспитание патриота", "политическое воспитание", "гражданское воспитание", обратив внимание на то, что они дополняют, но не заменяют друг друга. По его мнению, воспитание гражданина должно вооружить человека такими привычками, которые бы дали ему возможность принимать участие в жизни государства и научили содействовать своей жизнью и деятельностью приближению к идеалу культурно-правового государства. Теоретические работы и практическая деятельность Г. Кершенштейнера оказали значительное влияние на развитие педагогической теории и школьной практики в европейских странах, дали значительный импульс для развития представлений о гражданском воспитании школьников и молодежи. В России вопрос о месте и цели гражданского воспитания в процессе развития человека ставили А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен, Д. И. Писарев, Н. Г. Шелгунов и др. Н. И. Новиков - выдающийся русский просветитель, книгоиздател писатель-публицист в педагогическом сочинении "О воспитании и наставлении детей” писал о необходимости воспитывать детей прежде всего "счастливыми людьми и полезными гражданами". К. Д. Ушинский считал, что чувство национального самосознания человека, его любви к Родине составляют нравственную основу личности гражданина. Особенно современны для людей, ищущих смысл жизни, нестареющие слова Н. Г. Чернышевского: "Без приобретения привычки к самобытному участию в гражданских делах, без приобретения чувства гражданина ребенок мужского пола, вырастая, делается существом мужского пола средних, а потом пожилых лет, но мужчиною он не становится, или, по крайней мере, не становится мужчиною благородного характера. Лучше не развиваться человеку, чем развиваться без влияния мысли об общественных делах, без влияния чувств, побуждаемых участием в них. Если из круга моих наблюдений, из сферы действий, в которых вращаюсь я, исключить идеи и побуждения, имеющие предметом общую пользу, т. е. исключить гражданские мотивы, что останется наблюдать мне? Останется хлопотливая сумятица отдельных личностей с личными узенькими заботами о своем кармане, о своем брюшке или о своих забавах..." [174, с. 143]. К. Д. Ушинский был убежден, что человека-гражданина в первую очередь характеризуют высокоразвитое чувство гражданского долга в единстве с передовыми взглядами и убеждениями, единство слова и дела. 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz