Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

судьба. Следовательно, выявление национальных особенностей характера, знание их, размышления над историческим обстоятельствами, способствующими их созданию, помогает нам понять другие народы. Размышление над этими национальными особенностями имеет общественное значение. Оно очень важно" [93, с. 79-80]. Д. С. Лихачев оспаривает чрезвычайно распространившееся на Западе представление о русском национальном характере как о "характере крайностей и бескомпромиссности, "загадочном" и во всем доходящем до пределов возможного и невозможного" [93, с. 81]. И. А. Ильин вводит понятие христианский (религиозный) национализм, который, по его мнению, "...есть восторг от созерцания своего народа в плане Божьем, в дарах Его Благодати, в путях Его Царствия...”, он "...открывает человеку глаза на национальное своеобразие других народов; он учит не презирать другие народы, а чтить их духовные достижения и их национальное чувство: ибо и они причастны дарам Божиим, и они претворили их по своему. Так осмысленный национализм учит человека, что безнациональность есть духовная беспочвенность и бесплодность; что интернационализм есть духовная болезнь и источник соблазнов и что сверхнационализм доступен только настоящему националисту. Ибо создать нечто прекрасное для всех народов может только тот, кто утвердился в творческом акте своего народа. "Мировой гений" есть всегда и прежде всего национальный гений, а попытка стать "великим” из интернационализма и пребывая в его атмосфере, давала и будет давать только мнимых, экранных знаменитостей" или же планетарных злодеев. Истинное величие почвенно. Подлинный герой национален" [60, с. 326-327]. И. А. Ильин отходит от "советской" оценки национализма как "политики и идеологии в области национальных отношений, которая противоположна пролетарскому интернационализму, является орудием реакционной политики, стремящейся посеять вражду между трудящимися разных наций... является вредным и опасным пережитком" [60, с. 82]. Философ утверждает: "Напрасно говорить, будто националист "ненавидит и презирает другие народы". Ненависть и презрение совсем не составляют существа национализма; они могут присоединяться ко всему, если душа человека зла и завистлива. Правда, есть националисты, предающиеся этим чувствам. Но извратить можно все и злоупотреблять можно всем. Злоупотреблять можно гимнастикой, ядом, свободой, властью, знанием, словом; извратить можно любовь, искусство, суд, политику и даже молитву; однако никто не думает воспретить и искоренить все это только потому, что некоторые люди принимают извращенные формы за единственно возможные, а здоровых форм не замечают совсем..." [57, с. 327] И еще одна мысль ученого: "Истинный патриотизм открывает человеку глаза и на своеобразие других нардов... Сверхнационализм доступен только настоящему националисту. Ибо создать нечто прекрасное для всех народов может только тот, кто утвердился в творческом лоне своего народа. Истинное величие всегда почвенно. Истинный гений всегда национален" [57, с. 176]. В Энциклопедическом словаре издания 1997 года мы находим принципиально новое, более взвешенное определение национализма: "Национализм, идеология и политика в национальном вопросе, основа которых - трактовка нации как высшей ценности и формы общности... Сопровождаемый 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz