Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
Интересными и актуальными для нас являются взгляды на национальный вопрос и национальные отношения выдающегося русского религиозного философа В. Соловьева, который опубликовал целую серию статей, сведенных им в единую книгу под названием "Национальный вопрос в России". Вот несколько нестареющих мыслей философа: “Духовная свобода - необходимое условие нормализации национальных отношений". "Полное разделение между нравственностью и политикой составляет одно из господствующих заблуждений века... эти две области - нравственная и политическая - хотя и не могут совпадать друг с другом, однако должны быть теснейшим образом между собою связаны”. "Одно только мы знаем наверное: если Россия не исполнит своего нравственного долга, если она не отречется от национального эгоизма, если она не откажется от права силы и не поверит в силу права, если она не возжелает искренне и крепко духовной свободы истины - она никогда не может иметь прочного успеха ни в каких делах своих, ни внешних, ни внутренних". "Люби все другие народы, как свой собственный" [139, с. 14-15]. Много писал о национальных проблемах России и Н. А. Бердяев: 'Таинственное противоречие есть в отношении России и русского сознания к национальности. Это вторая антиномия, не меньшая, чем отношение к государству. Россия самая не шовинистическая страна в мире. Национализм у нас всегда производил впечатление чего-то нерусского, наносного, какой-то неметчины. Немцы, англичане, французы - шовинисты и националисты в массе, они полны национальной самоуверенности и самодовольства. Русские почти стыдятся того, что они русские; им чужда национальная гордость и часто - увы! - чуждо национальное достоинство. Русскому народу совсем несвойственен агрессивный национализм, наклонности насильственной русификации. Русский не выдвигается, не выставляется, не презирает других. В русской стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстие, жертвенность, неведомая западным народам. Русская интеллигенция всегда с отвращением относилась к национализму и гнушалась им, как нечистью. Она исповедовала исключительно сверхнациональные идеалы. И как ни поверхностны, как ни банальны были космополитические доктрины интеллигенции, в них все-таки хоть искаженно, но отражался сверхнациональный, всечеловеческий дух народа... И славянофилы не были националистами в обычном смысле слова. Они хотели верить, что в русском народе живет всечеловеческий христианский дух, и они возносили русский народ за его смирение. Достоевский прямо провозгласил, что русский человек - всечеловек, что дух России - вселенский дух, и миссию России он понимал не так, как понимают ее националисты" [23, с. 13]. Однако, по справедливому мнению, академика Д. С. Лихачева: "Существует совершенно неправильное представление о том, что подчеркивая национальные особенности, пытаясь определить национальный характер, мы способствуем разъединению народов, потакаем шовинистическим инстинктам. Отрицать наличие национального характера, "национальной индивидуальности" - значит делать мир очень серым и скучным... Именно индивидуальные особенности народов связывают их друг с другом, заставляют нас любить народ, к которому мы не принадлежим, но с которым столкнула нас 156
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz