Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
украинцев, татар на всей территории бывшего СССР. А развитие экономики пусть координируют губернаторы штатов - крупных регионов, сформировавшихся по принципу не национальной исключительности, а экономической целесообразности" [26, с. 100-101]. В советской педагогике традиционно считалось, что третьим направлением формирования гражданственности школьников является пролетарский интернационализм. Именно этому направлению работы в школах уделялось особое внимание, т. к. Советская Россия, страна победившей пролетарской революции и успешно построившая социализм, была "маяком" для трудящихся всех стран мира. В. И. Ленин писал: "Интернационализм на деле - один и только один: беззаветная работа над развитием революционного движения и революционной борьбы в своей стране, поддержка (пропагандой, сочувствием, материально) такой же борьбы, такой же линии, и только ее одной, во всех без исключения странах" [87, с. 170]. Вождь революции открытым текстом говорит о том, что поддерживать надо не народы различных национальностей, тогда, когда они испытывают экономические трудности, а революционную борьбу этих народов, т. е. налицо классовый подход и в этом вопросе. Что это означало, мы хорошо знаем из новейшей истории, свидетелями и участниками которой мы являемся. В словаре "Коммунистическое воспитание мы читаем: "Интернационализм органически присущ рабочему классу, который по своему месту в системе общественного производства и по своей исторической миссии, по своим коренным интересам является силой интернациональной... Социалистический интернационализм является высшей формой развития пролетарского интернационализма" [77, с. 80]. Были и другие серьезные ошибки в интернациональном воспитании школьников и молодежи. Многие исследователи, в частности В. И. Лутиванов справедливо считают, что в советское время "роль и значение патриотического воспитания длительное время принижалась, в противовес интернациональному, по сути космополитическому, а деятельность, направленная на его развитие, подвергалась неуемной и деструктивной критике, более того - буквально охаивадась в средствах массовой информации, в произведениях искусства, в научных публикациях [98, с. 48]. Естественно, возникает вопрос: А как же сегодня следует относиться к интернациональному воспитанию - одному из направлений формирования гражданственности школьников? Думается, сегодня следует говорить не о пролетарском интернационализме, а просто об интернационализме. Ибо воспитывая у детей любовь к своей стране, ее культуре, достижениям в духовной жизни, мы говорим и о культурных традициях других стран, взаимообогащении культур, о вкладе всего населения страны, а не только представителей рабочего класса, в мировую культуру. Но в этой работе есть и существенные особенности, которые мы раньше не учитывали в должной мере. Россия - многонациональная страна. Поэтому главное внимание в воспитательной работе надо обращать на изучение многообразия самобытности культуры, традиций дружбы, хозяйственные связи народов нашей многонациональной Родины. 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz