Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

5. Интернациональное и поликультурное воспитание школьников Национальные проблемы нашей страны имеют глубокие исторические корни, поэтому, чтобы разобраться в сущности интернационального воспитания школьников, необходимо проанализировать причины этих проблем в дореволюционной, советской и постсоветской России. Думается, будет правильно признать: 1) в России во все времена, впрочем как и в других многонациональных государствах, объективно существовало неравенство не только классовое, но и национальное; ленинская мысль о том, что "Россия - тюрьма народов" достаточно справедлива; 2) советское государство, провозгласив "свободу наций на самоопределение вплоть до выхода их из союзного государства", на самом деле продолжало еще более жестокую, классовую политику по отношению к другим народам и народностям, прикрываясь лицемерными Конституциями, статьи которых "о ленинской национальной политике" никогда не выполнялись; 3) до сих пор у нас нет четкой хорошо продуманной национальной политики, что ведет к непростительным ошибкам, имеющим огромные социально-экономические последствия для народов Кавказа и малых народов Севера, да и для целостности самой России. Войны в Чечне - самое убедительное свидетельство этому. И. В. Бестужев-Лада называет три источника и три составные части недовольства национальной политикой советского государства по отношению к представителям нерусских национальностей: "Во-первых, грабительская экономическая политика Москвы, вывозившей” в неизвестном направлении до 90% всего произведенного на "местах". Правда, нерусские республики поучали значительные дотации за счет русских областей России и Казахстана, а также Украины и Белоруссии. Это делалось по чисто политическим соображениям, чтобы прочнее привязать к империи ее "национальные окраины". Но, во-первых, никогда не перекрывали реквизиций. Во-вторых, принудительное разделение труда при "казарменном" социализме уродовало экономику отдельных регионов монокультурой или крупными предприятиями, требовавшими постоянного притока "гастарбайтеров" извне. В-третьих, пожалованная милостыня никогда не ценится, а отбираемое заработанное вызывает протест. Все, что требовали республики в данном отношении, - справедливая налоговая политика по договоренности с налогоплательщиками плюс с его правом распоряжаться оставшимися после уплаты налогов по своему усмотрению. Но до самого краха СССР в конце 1991 г. им упорно отказывали. Тем сильнее стал порыв к независимости. Во-вторых, лицемерная национальная политика Москвы, на словах поощряющей развитие национальной культуры, а на деле подсекавшей ее под корень. В-третьих, анахроническая иерархия составных частей СССР. В нее входили союзные республики (первый ранг), автономные республики 2-й ранг), автономные области (3-й ранг), просто области (4-й ранг), национальные округа (5-й ранг), районы (6-й ранг). Пусть получит всемерное развитие принцип культурной автономии. Пусть русское, украинское, татарское и т. д. правительство - не обязательно в Москве, Киеве, Казани - заботится о народном образовании и культуре всех русских, 154

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz