Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Во всех перечисленных школах проводятся открытые семинары для учителей и руководителей школ, в том числе и для слушателей курсов МОИПКРО. Данный предмет позволяет создать систему не только гражданского воспитания, но и всей многоаспектной воспитательной работы в школе и внешкольных учреждениях. Руководители этих учебных заведений отмечают повышение творческой активности учащихся, развитие у них нравственных и гражданских качеств личности, возросший уровень воспитанности школьников, овладение ими основными навыками правовой и политической культуры. Преподавание граждановедения в 3-4, 5-8 (или 5-7) классах создает условия для преемственности в овладении системными обществоведческими знаниями на II концентре образования, а также дальнейшего развития интереса к гражданско-правовым и философским проблемам курса. Важно также учесть педагогам в своей практической деятельности при конструировании и анализе урока, что граждановедческие курсы принципиально отличаются от всех других предметов прежде всего целями и задачами, являясь воспитательно­ образовательным, не образовательно-воспитательным курсом. Эффективность таких уроков и внеклассных мероприятий зависит не только от актуального интересного содержания материала, но и во многом от использования активных нетрадиционных и инновационных форм в педагогическом процессе: деловые и ролевые игры, практикумы, социологические исследования, дискуссии, семинары, конкурсы и защита рефератов, проведение олимпиад, экскурсий на предприятия и государственные учреждения. Гражданское образование как комплексное образование может состояться лишь на пути объединения и интеграции предметов гуманитарного и эстетического циклов, через организацию единства урочной и внеклассной, внешкольной работы, всего педагогического коллектива и педагогов дополнительного образования. Гражданское воспитание осуществляется в школе и средствами художественной культуры, на основе освоения богатого культурного наследия., которое включает ценности как мирового, так и отечественного искусства, предметы эстетического цикла в процессе интеграции гуманитарных предметов позволяют создавать целостные образы разных цивилизаций, их гражданские мотивы, при изучении всемирной и отечественной культуры учащиеся знакомятся с образцами достоинства и чести, героизма и благородства, милосердия и самопожертвования. Вся история русской, а также лучшие произведения советской литературы раскрывают образцы отношения гражданина и государства, личности и власти, образцы служения Родине, Отечеству, народу. Важную роль в гражданском образовании играет экологический аспект, гармонизация взаимоотношений человека, общества и природы. Важнейшей составляющей гражданского образования являются базовые экономические знания. Знакомство с основными понятиями, основными аспектами рыночной экономики помогает ориентироваться выпускнику в хозяйственных проблемах страны, региона. Однако, массовый опыт правового воспитания детей и в Мурманской области, и в целом.в России недостаточно высок. Из сказанного выше можно сделать следующие выводы: 152

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz