Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
Организационное единство системы правового образования обеспечивается совокупностью специальных учебных предметов этико правовой направленности: на первом этапе - "Я и мой мир", на втором - "Социальная практика", на третьем - "Права человека в свободной стране", на четвертом - "Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира", "Из истории права", "Основы правоведения". На каждом этапе именно такой специальный этико-правовой предмет становится стержнем правового образования, объединяя работу в данном направлении на уроках по другим школьным предметам. Правовое образование на каждом этапе ориентировано на достижение конкретных практических результатов цивилизованной интеграции учащихся в окружающий мир, социализации личности, помогая ей осмыслить свои социальные роли, овладеть необходимыми знаниями, умениями и опытом исполнения этих ролей в соответствии с нормами гуманистической этики и действующего права и для обеспечения безопасности ее жизнедеятельности (177, с. 19-26]. И в школах Мурманской области начинает складываться система гражданского образования. Введены в 1-4 классах пропедевтические курсы по выбору "Ваши права", "Права на каждый день”, "Приключения маленького человека”, "Введение в народоведение", "Мир вокруг нас" и другие; в 5-9-х классах - интегрированные курсы "Граждановедение" (наряду с курсом "Право и политика" в 9 классе), авторы Я. В. Соколов и Ф. Ф. Никитин. В 8-х классах изучают по выбору "Права человека" - автор А. Ф. Никитин (вариант А. Я. Азоров); в 8-9-х классах "Введение в обществознание" ("Личность, мораль. Право"), автор Л. Н. Боголюбов, планируется в скором времени перейти на "Введение в обществознание" в 8-9-х классах, т. к. "Право и политика" в перспективе не будет самостоятельным курсом; в 10-11-х классах - интегрированный курс "Мир человека" (А. Ф. Малышевский), "Современный мир" (В. И. Купцов) и др. Гимназии и школы с гуманитарным профилем образования все чаще выбирают модульные курсы: "Введение в философию, ...политологию, ... социологию, ... экономику и культурологию". Кроме программ и вариативных учебных пособий разработано тематическое планирование по курсам "Граждановедение" (с 5 по 9 классы, автор Я. В. Соколов). Практика показывает, что наиболее эффективными являются те интегрированные программы по гражданскому образованию, которые разрабатываются не только учителями истории, права, граждановедения, литературы, географии, но и учителями предметов эстетического цикла. Интересный опыт интеграции предметов истории, литературы и МХК, истории и географии в формировании гражданственности личности и патриотизма имеется в школах города и области (в гимназиях № 2, 5, 6, 7, СШ № 12, 25, 27, 38, 45 и 51 г. Мурманска; СШ № 4 и 21 г. Оленегорска; в гимназии № 1, СШ № 11, 12 г. Североморска и др.). В ряде школ области, где преподавание граждановедения ведется уже от 5 до 7 лет, складывается первый интересный опыт осуществления гражданско- правового образования в I и во I! концентрах образования (в г, Мурманске это в СШ N8 12. 13, 20, 27, 43, 49, 57, в юридическом лицее; в г. Североморске в гимназии № 1, СШ Ne 11; в Оленегорске в СШ № 2; в Ковдсре в СШ № 8) 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz