Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Во многих школах Белгородской области начальный этап правового воспитания начинается в 1-4-х классах. Младшие школьники усваивают правила поведения для учащихся, у них формируется представление о своей ответственности за нарушение дисциплины и порядка в школе, дома, на уроке. В 5-8-х классах у подростков укрепляются черты правосознания, продолжается процесс формирования личной ответственности за свои поступки. Во всех школах области введен курс "право и политика". В старших классах изучают предмет "Политика и право”. Вопросы правового характера обсуждаются также на уроках истории и обществоведческих дисциплин: "Современный мир”, "Человек и общество". Такая система похзволяет учащимся глубоко и основательно усваивать знания о правах челоека, его обязанностях, месте гражданина в обществе, расширяя эти познания с 5-го по 11-й класс по принципу от простого к сложному, от теории к практике правового поведения. Традиционными в школах области стали правовые олимпиады, конкурсы различного плана, в том числе по правам человека, викторины. К этим важным делам привлекаются работники библиотек, правоохранительных органов. Большой интерес у школьников и учителей вызвал областной конкурс сочинений по теме "Права человека и будущее России" [117, с,6]. Интересная концепция гражданского и правового образования студентов разработана в Московском педагогическом университете под руководством профессора 3. К. Шнекендорфа. Будущих учителей всех специальностей, не только гуманитарных, знакомят с основополагающими документами: Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка. Это позволит выпускникам успешно решать задачу гуманизации образования в школе. С 1990/1991 учебного года эти важные правовые документы изучаются в двух вариантах. Либо это курс интегрированный в свой предмет, либо это факультатив. В городе Солнечногорске уже в начальной школе решают проблему гражданского образования в процессе работы с учебным пособием "Ваши права". Это оказалось посильным детям уже во втором классе. В помощь учителям изданы методическое пособие и специальная рабочая тетрадь по этому курсу. Новизной отличается инновационная система, нацеленная на становление правовой культуры и гражданского самосознания личности, разработанная членом-корреспондентом Академии гуманитарных наук СПбГУПМ Н. И. Элиасбергом. Она успешно внедряется в 131-й школе Санкт-Петербурга с 1-го по 11-й класс. Эта система правового образования характеризуется этапностью и целостностью. Выделено четыре этапа правового образования: 1-3 (4) классы; 5-7 (8) классы; 9 (8-9) классы; 10-11 классы. Применительно к каждому этапу определены стандарты этико-правового образования, система решаемых задач, организационные формы их выполнения. Целостность системы обеспечивается единством основных этических и правовых идей, преемственностью между содержанием стандартов всех этапов правового образования, единством методических подходов (ориентир на деятельностные, практические формы, обучения, на актуализацию обучения, тесную связь обучения и воспитания и др.). 150

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz