Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

первоочередное внимание к наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей в любых сферах жизнедеятельности независимо от того, принимаются они государственными или частными учрехедениями; разработку и исполнение целевых программ по охране и защите детства, профилактике безнадзорности и предупреждению правонарушений, а также других социальных программ и мероприятий в интересах детей; создание благоприятных правовых, социальных, экономических и экологических условий жизни детей Мурманской области, обеспечивающих детям уровень жизни, необходимый для гармоничного физического и духовного развития; развитие государственной и муниципальной службы по вопросам семьи и детства; содействие кадровому и организационному обеспечению учреждений государственной системы в сфере защиты прав ребёнка на уровне нормативов, установленных для них законодательством Российской Федерации" [3]. Таким образом, настало время, когда вопросы гуманного отношения к детям следует перенести из сферы философии и теории педагогики в область практического решения с учетом региональных особенностей огромной страны России. И степень успешности воплощения гуманистических идей в жизнь зависит не только и не столько от учителей, активности педагогической общественности, но главное, от успешности экономического развития нашего государства. Определенные позитивные моменты в правовом воспитании школьников характерны для современной школы. Успешно работает созданный по инициативе Президента и правительства РФ Российский фонд правовых реформ (РФПР), который осуществляет проект "Правовое образование в школе" [100, с. 71-77]. Одна из приоритетных задач фонда - активно формировать действенную правовую систему, обеспечивающую движение к гражданскому обществу. Много уже сделано под эгидой этого фонда в плане совершенствования содержания школьного образования с целью решения задач гражданского воспитания детей. Разработан и издан учебный комплекс по комплексному интегративному курсу "Гражданское образование". Он включает "Азбуку гражданственности" (начальная школа), "Граждановедение" (5-7-е классы), "Граждановедение (Мораль и право)" (8-й класс), "Право и политика" (Э-й класс), "Основы государства и права" и "Введение в политологию" (10-11-е классы). Учебный комплекс соответствует сегодняшним научно-методическим требованиям. Так, учебное пособие "Граждановедение" для учащихся 5-х классов (автор Я. В. Соколов) имеет очень важный, на наш взгляд, подзаголовок "Для учащихся, их родителей и учителей". Пособие отличает интересный, доступный, хорошо иллюстрированный текст, опора на мнения детей, аргументированные выводы, доверительный тон разговора, яркие запоминающиеся примеры, действующие не только на память, ум, но и на эмоциональную сферу ребенка, развивающие задания разного уровня сложности, которые ставят школьников в позицию самостоятельного поиска, стремления осмыслить себя, семью, товарищей, общество и мир в целом с нравственных позиций и найти в каждой микросреде, в обществе свое место и 14В

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz