Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
"перевода" человека в "гражданское состояние", по мнению Д. Локка, происходит путем "постижения научных знаний". Он считал, что целенаправленными воспитательными воздействиями нравственные нормы и правила поведения, существующие в обществе, возможно перевести во "внутренние потребности к активному утверждению их в себе”. В начале третьей четверти 17 века в Москве, предположительно Епифанием Славинецким (известным русским литературным деятелем, филологом, педагогом) был сделан перевод сочинения Эразма Роттердамского "Гражданство обычаев детских", по некоторым спискам "Дворство обычаев добрых". Это первый в русской книжности памятник западноевропейской педагогической мысли. В круг представлений русского читателя вводилось понятие "гражданство", которое переводчик определил как "обычаев добросклонность и человекопочитательство". Перевод сочинения Э. Роттердамского был сделан по заказу правительства и связан с необходимостью в условиях становления а России абсолютизма утвердить общеевропейские нормы придворного быта. Текст педагогического трактата был непосредственно адресован детям и рассчитан на их восприятие как по форме, так и по содержанию. В книге описывается жизнь ребенка и излагаются правила поведения в школе, семье, с товарищами по играм и т. п., в вопросно-ответной форме поднимает тему гражданского воспитания детей: "Вопрос: Что есть гражданство? Ответ: Есть обычаев добросклонность и человекопочитательство. Вопрос: Почему знати то гражданство обычаев? Ответ: По уму добре умеренному. Вопрос: Ум же умеренный откуда знати? Ответ: От очес, от бровей, от чела вкратце рещи от лица и от всея телесе ипостаси" (171, с. 36]. Епифаний Славинецкий, как и последующие исследователи, рассматривал гражданское воспитание как важную сторону нравственного воспитания детей. Уже в эпоху Просвещения в обществе стали относиться к человеку не только с утилитарной точки зрения, т. е. его полезности государству. Гражданин теперь рассматривается не только как личность в ее отношении к государственной власти с позиций обязанностей, но и как нравственная личность, наделенная гражданскими качествами, то есть внутренней потребностью к выполнению принятых в обществе норм и законов. Но надо помнить, что в те времена гражданином имел право считаться только представитель привилегированных слоев общества, остальные же члены общества именовались "рабами общества". В трудах Ж. Ж. Руссо высказывалась идея, что только у свободных народов осуществимо подлинно гражданское воспитание, а дети, воспитываемые в условиях равенства, научатся совершать деяния, достойные граждан. Он писал, что главнейшее социальное условие формирование гражданина - существование нравственного общества и нравственного государства. Одним из теоретиков гражданского воспитания в начале XX века стал немецкий педагог Г. Кершенштейнер, который называл его главной задачей в "приучении молодежи служить общине". Идеал гражданского воспитания по Кершенштейнеру - защитник от "тирании большинства". В своих трудах "Понятие гражданского воспитания" (1910 г.) и "Понятие трудовой школы” (1912 г.) он тесно связывал гражданское воспитание с 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz