Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

школьники, как и большинство граждан России чувствуют себя незащищенными от произвола чиновников, взрослых, учителей, преступников (не случайно на вопрос: "Если кто-нибудь нарушил ваши законные права, то к кому, куда вы обратитесь за помощью?" - меньше всего хотят обращаться в милицию, считая, что помощи там не найти); Конечно, основной причиной низкого правового сознания школьников является прежде всего отсутствие должной правовой основы в нашей стране. Для сравнения с тем, как решается эта проблема в других странах, расскажем о правовом воспитании во Франции - одном из ведущих европейских государств, имеющем давние исторические и духовные связи с Россией. Опыт педагогов Франции интересен для России еще и тем, что, во-первых, французской культуре и менталитету свойственны ярко выраженная гражданственность и патриотизм. Во-вторых, уже в течение многих лет в этой стране функционирует хорошо продуманная система гражданского воспитания школьников, некоторые элементы которой, с учетом своеобразия сегодняшней России, можно использовать в нашей системе школьного образования. Гражданское воспитание, его французы называют "воспитанием в духе прав человека", является одним из предметов, которые много лет преподаются во французской школе. Уроки по этому предмету ведет (в шестом классе - один час) учитель истории, географии или французского языка. В четвертом классе значительная часть программы посвящена непосредственно правам человека, в особенности свободам, которые характеризуются как "первейшие из прав". Первая часть этой программы ("Завоевание свобод") носит исторический характер, затем учеников знакомят с практикой свобод в современной Франции. В четвертом классе также дается сумма сведений о европейских интеграционных институтах. В третьем классе к проблематике прав человека школьники возвращаются при изучении раздела программы "Франция - республиканское государство" (тема "Закон, свободы, правосудие"). Анализ программ позволяет сделать следующие выводы: 1. Гражданское воспитание во Франции является стержнем всег общеобразовательного механизма. Его цель - развитие у молодежи осознания того, что есть общественная польза и уважение к закону, а также просвещение относительно прав и обязанностей гражданина во всей полноте. Гражданское воспитание предполагает понимание правил демократической жизни и их глубинных оснований, знание (общественно-политических) институтов и их исторических корней, об условиях и возможностях уважения человека и его прав в современном мире: толерантность и солидарность, отказ от расизма любого рода, желание совместно жить в демократии. 2 В процессе воспитания ставится цель сформировать у детей тр принципа: права человека возникли в определенной культуре и цивилизации, тем не менее всегда являются всеобщими по характеру; права человека, будучи всеобщими, требуют уважения к различиям; права человека суть составные элементы социального и политического пространства демократического общества. 3. Гражданское воспитание осуществляется в процессе преподавани истории, географии, биологии, родного языка и литературы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz