Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

исследований. Так в одном из опросов, проведенных сотрудниками Лаборатории социальной психологии НИИКСИ, было обнаружено: 46% петербуржцев считают, что не следует подчиняться несправедливому закону и 23% - что подчиняться надо (остальные затруднились ответить). Кроме того, 43% опрошенных считают, что руководитель должен в первую очередь поступать "по совести", и столько же - что он должен в первую очередь поступать в соответствии с трудовым правом и должностными требованиями Это значит, что россияне праву и закону противопоставляют неформальные нравственные принципы (недаром в России в 1775-1862 гг. существовал "совестной суд"). К низкой правовой культуре относится и недоверие россиян, часто оправданное, к государственным органам, стоящим на защите интересов граждан. На вопрос: Если кто-либо будет нарушать ваши законные права, то к кому, куда Вы обратитесь за помощью и защитой? - были получены следующие ответы [132, с. 97]. Таблица 7 Варианты ответа % от общего числа опрошенных К друзьям, знакомым, близким 33 В органы внутренних дел (милицию) 26 В суд 21 Ни к кому, так как ни на кого не надеюсь 19 В органы прокуратуры 12 К Богу, вере 12 В органы Федеральной службы безопасности 10 В органы местной власти 9 К журналистам, в СМИ 9 К авторитетам уголовного мира, криминальным 7 структурам Ни к кому, так как сам способен себя защитить 4 К представителям армии 1 К политическим партиям, объединениям 1 Другое 2 Затрудняюсь определить 9 С целью выявления уровня правосознания мурманских школьников мы провели анкетирование в ряде школ г. Мурманска в 6-х и 8-х классах (%). Анализ анкет показывает, что по некоторым параметрам процентное соотношение ответов на вопросы и у шестиклассников, и у восьмиклассников совпадают или незначительно разнятся, т. е. два года обучения в школе не дали значительного роста правосознания школьников. Например, знают свои права и обязанности только 10% шестиклассников и 15% восьмиклассников. При ответе на вопрос: "Если на ваших глазах будут совершаться незаконные действия, сделаете ли вы что-нибудь для того, чтобы предотвратить их?" - "нет" ответили 30% шестиклассников и 50% 144

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz