Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
- говоря уже христианским языком - икону, как на живой Божий образ, который нельзя трогать: перед ним можно преклониться, он должен явиться во всей красоте, во всей глубине, но перестраивать его нельзя. И третье слово - русское - свобода: но тут этимология гораздо более сомнительна, она принадлежит русскому философу А. С. Хомякову и, может быть, не исчерпывающе достоверна. Хомяков производит слово "свобода" от быть сами собой [156, с. 194-195]. А. М. Панченко высказал на первый взгляд достаточно "крамольную" мысль о том, что "власть вненравственна по своей природе, никуда от этого не деться. Любая власть - прежняя, нынешняя, будущая, своя, чужая. Другое дело, что и во "вненравственности" есть градации, оттенки, пределы, что власть бывает лучше или хуже" [148, с. 76]. К сожалению, экскурс в историю развития любого государства на любом континенте в любую эпоху - подтверждает правильность этой мысли. Однако важнее понять другое. В конечном счете характер власти, уровень ее нравственности впрямую зависит от уровня правосознания граждан государства. Но процесс формирования правосознания в посттоталитарном государстве исключительно сложен, длителен и противоречив. Интересные мысли по этой проблеме высказывает доктор юридических наук А. Яковлев в статье "От права силы к силе права": "Не вне нас - не только в нашей идеологии, психологии, национальных традициях, культурных стереотипах и т. п. следует искать истоки и причины теперешнего кризисного состояния общества, не вне себя надо вновь искать ответа на вечный вопрос "кто виноват?" Путь к освобождению и возрождению нужно начинать с гражданской самооценки, с возрождения личного достоинства и самоуважения. Это значит - честно открыть для самих себя, каковы же мы. Может быть, все сейчас зависит от того, найдем ли мы, наконец, в себе силы и убежденность, чтобы прервать навсегда цепь принуждения, беззакония, ненависти, насилия - то, что многие десятилетия питало пафос нашей жизни "сверху" и "снизу" Что взамен? Старый, но никогда еще не использованный рецепт: демократия, право... Способны ли мы перестроить в своем сознании пирамиду приоритетов, где государство - это все, общество почти не видно, а личность попросту не существует? Разрыв идеи права с идеалом свободы - наше с вами тяжелое наследие. Осознаем ли мы, наконец, что право и свобода едины и неразделимы. Вне права свобода - произвол, война всех против всех, где побеждает и становится тираном. Право, которое не есть бытие свободы, не есть мера этой свободы - всего лишь облеченный в правовую фразеологию произвол. Свобода, презревшая право, - дорога к такому произволу. Не таковы пи уроки последних десятилетий? Предъявляя сегодня справедливые претензии к нашим государственным и общественным структурам, не будем забывать, что "они" и "мы" продукт единого для нас общественно-политического развития" [182, с. 1]. Поэтому для правового воспитания детей очень важен пример правового сознания, а главное правового поведения учителей, родителей, всех взрослых. Для сегодняшних россиян традиционно характерно неразвитое правосознание и неуважение к законам. Это подтверждает ряд эмпирических 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz