Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

когда свершение греха делается для человека нравственной невозможностью" [140, с. 167]. Свобода революционеров, по мнению философа - это "не свобода нравственная, духовная, а чисто внешняя свобода, - произвол, не знающий никакого ограничения, никакого удержу; это скорее свобода от всякого закона, свобода, которая является поводом к угождению плоти, это - рабство греху, нравственная разнузданность. Такая свобода есть плод лжи и злобы против истины, добра и правды" [140, с. 168]. Беспощаден В. В. Розанов в оценке революционной деятельности российских социал-демократов: "А о русских крамольниках-извергах знайте, что они сыны диавола, исконного человекоубийцы и отца лжи. Свобода, им проповедуемая, есть самая ужасная ложь, имеющая своим концом рабство греху. А греховное рабство есть начало всякого другого рабства - и гражданского и политического, есть начало разложения и гибели личности и целого народа" [140, с. 170]. Философ не приемлет методов борьбы за свободу, которые используют революционеры: "И губят они людей, губят массами без всякой жалости, чтобы только добиться своих преступных целей... они пускают в ход всю силу сатанинской лжи: религию готовы объявить выдумкою попов, священников - обманщиками, церковь - ненужным пережитком прошлой жизни, даже Самого Христа - простым человеком, а в Его крестной смерти не видят уже никакого искупительного значения"[140, с. 168]. Мысли, высказанные В. В. Розановым в начале 20 века оказались пророческими: "Пусть помнят крамольники-душегубы, что кровь обманутых ими и загубленных братьев их вопиет и непрестанно будет вопиять к небу об отмщении. И рано или поздно этот вопль дойдет до Бога, и придет на них, на всех этих общественных смутьянов и кровожадных убийц, вся кровь праведная, пролитая и проливаемая ими на русской земле, от крови Царя-мученика и всех убиенных ими верных слуг царевых до крови мирных рабочих, их жен и детей, которою обагрена земля русская по лукавству и злобе сынов погибельных..." [140, с. 169]. Интересны рассуждения о правах свободного человека Антония Сурожского, раскрывающего несколько различных толкований понятия "свобода": "Родиться с правами свободного человека вовсе не значит быть свободным или остаться свободным. Если вы рождены с правами свободного человека, но стали рабом своих страстей в каком бы то ни было виде, то о свободе больше нельзя говорить. Человек, ставший наркоманом, порабощенный пьянством или любой страстью, какие описаны святыми отцами или известны нам просто из опыта, уже не свободен. И поэтому свобода в этом понимании неразлучно связана с дисциплиной: чтобы родившись свободным, таковым остаться, надо научиться владеть собой, быть хозяином себе. Если я неспособен исполнять приказания, повеления своей совести или своих убеждений, го я уже не свободный человек, каково бы ни было мое общественное положение" [156, с. 191-192]. Второе значение слова "свобода" мы находим в германских языках, которое в глагольной форме значит "любить" и "быть любимым"... это: состояние, когда два человека так друг друга любят, с таким глубочайшим уважением друг к другу относятся, что они не хотят кромсать друг друга, менять друг друга, они взаимно в созерцательном положении, то есть они друг на друга смотрят как на 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz