Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.
санкционируемых нормами и ценностями данного общества целей или средств их достижения. Историческое развитие общества в целом сопровождается расширением рамок свобод личности" [28, с. 1079]. То есть "свобода" как философская категория связана с другой философской категорией - "необходимостью". Свобода и необходимость как философские категории выражают связь деятельности людей с объективными законами общества и возникающими на этой основе правовыми нормами ценностями и идеалами общества. Интересные мысли об особенностях свободы и ее роли в жизни людей высказывает И. А. Ильин: "Человек не может жить без нее; она безусловно необходима ему подобно воздуху. Почему? Потому что человек может любить только свободно... Только свободно можно веровать и молиться... Подобно этому мыслить и исследовать человек может только свободно, потому что настоящее мышление самостоятельно; оно не терпит навязанного авторитета и не может двигаться по предписанию и запрету... Всякое творчество человека требует свободы - добровольного самовложекия, созерцающей инициативы, личного почина, любви и вдохновения" [58, с. 369-370]. Удивительно актуальны для сегодняшнего времени предупреждения философа о том, что "две великие опасности грозят человеческой свободе: во- первых, недооценка свободы, ведущая к легкомысленному отречению от нее; и, во-вторых, злоупотребление свободой, ведущее к разочарованию в ней и утрате ее. В этом еще нет позора; но это есть великая ошибка, которая ведет к беде, а может привести к позору. Тогда начинается добровольное или недобровольное порабощение, которое может длиться долго и привести к сущей, - личной или всенародной - трагедии; тогда придется пройти суровый путь - страдания, терпения, научения и освобождения" [58, с. 371]. Не менее интересны и поучительны рассуждения о свободе другого религиозного философа В. В. Розанова: "Возьмите слово “свобода", особенно излюбленное в наше время. Из-за него поднялась вся переживаемая нами сейчас смута общественная; его выставляют на своем преступном знамени вожаки смуты... И при всем том едва ли огромному большинству выкрикивающих слово это доступно и вполне понятно значение его. Свобода!.. Ведь это слово нуждается в уяснении определенного своего содержания. Свобода может быть и бывает разная: свобода воли, свобода совести, свобода слова и печати, свобода гражданская, политическая и т. д. Не уяснить себе как следует смысла слова и из-за него пыль столбом поднимать, - согласитесь сами, ведь это и смешно, и обидно, и горько" [140, с. 165]. Философ противопоставляет свободу, которую проповедует Евангелие, свободе, о которой говорят революционеры: "Свобода евангельская - свобода нравственная, свобода от греха; она плод познания и уразумения истины, сообщает ее людям как тайну искупления через Сына Отца Небесного, но под условием, если люди пребудут в слове Его, т. е. если будут стремиться выполнить свое жизненное предназначение - уподобление Богу. Высшая степень истинной свободы состоит в том, когда человек, руководствуясь мотивами очищенной путем истины и благодати своей богосозданной природы, избирает для свое деятельности только одно добро, когда его свободная вопя сливается с волей Божией, когда человек начинает и жить и дышать теми же мыслями и чувствами, какие наполняют душу Богочеловека Иисуса Христа, т. е. 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz