Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников : (на материале истории и культуры народов Кольского Севера) : монография / В. В. Дранишников ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А.Шолохова. – Москва : Альфа, 2002. – 199 с.

Эти доводы, на наш взгляд, не убедительны, т. к. любая правильно организованная правоохранительная деятельность подростков с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, при развитии мотивационной сферы, продумывании стимулирования школьников и т. д. объективно способствует формированию правового сознания детей. Проблема заключается в другом. Организаторы правоохранительного движения подростков должны иметь не только юридическое, но и психолого­ педагогическое образование, а главное владеть достаточно хорошо развитым педагогическим мастерством, важнейшим элементом которого является владение педагогическими технологиями правового воспитания школьников. "Право, - писал Б. А. Кистяковский в статье "В защиту права", - в гораздо большей степени дисциплинирует человека, чем логика и методология, или чем систематическое упражнение воли. Главное же, в противоположность индивидуальному характеру этих последних дисциплинирующих систем, право - по преимуществу социальная система и притом единственная социально дисциплинирующая система. Социальная дисциплина создается только правом; дисциплинированное общество и общество с развитым правовым порядком - тождественные понятия. С этой точки зрения и содержание права выступает в другом освещении. Главное и самое существенное содержание права составляет свобода. Правда, свобода внешняя, относительная, обусловленная общественной средой. Но внутренняя, более безотносительная, духовная свобода возможна только при осуществлении свободы внешней, и последняя есть самая лучшая школа для первой [72, с. 3]. Необходимо отметить, что и для царской, самодержавной России, и для тоталитарного СССР, и для сегодняшней России, пытающейся идти путем коренных демократических преобразований, в целом характерен низкий уровень правовой культуры и взрослого, и детского населения. Причины этого негативного явления надо искать в особенностях исторического и национально­ экономического развития России, в традициях россиян, их ментальности. Наблюдая нашу сегодняшнюю действительность - уровень правовой культуры населения, правовой беспредел политиков, Думы, государства, руководителей предприятий, вспоминаются слова, сказанные философом Н. А. Бердяевым еще в начале 20 века, который обратил внимание на противоречивость российской государственности. С одной стороны, по мнению философа, "Россия самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире. И русский народ - самый аполитичный народ, никогда не умевший устраивать свою землю. Все подлинно русские, национальные наши писатели, мыслители, публицисты - все были безгосударственники, своеобразными анархистами. Анархизм явление русского духа, он по-разному присущ и нашим крайним левым, и нашим крайним правым... Русская интеллигенция, хотя и зараженная поверхностными позитивистическими идеями, была чисто русской в своей безгосударственности. В лучшей, героической своей части она стремилась к абсолютной свободе и правде, не вместимой ни в какую государственность. Наше народничество, явление характерно русское, не знакомое Западной Европе, есть явление безгосударственного духа. И русские либералы всегда были скорее гуманистами, чем государственниками. Никто не хотел власти, все боялись власти как нечистоты... 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz